В поисках счастья: какой путь выбрать?

В поисках счастья: какой путь выбрать?

Большинство людей не знают, как именно добываются научные знания, – в процентном соотношении ученых не так много в мире. Но мы доверяем их: «научно доказано», «ученые выяснили» – уже достаточный аргумент, не требующий дальнейших пояснений. Нам легко верить ученым, потому что мы считаем, что они делают нашу жизнь лучше: возможность говорить с любимыми, даже если они находятся в другом полушарии, разогреть еду за две минуты, родить без боли – все это нам доступно лишь благодаря научным открытиям.

Жизнь-жестянка

Психология, будучи наукой, тоже была призвана делать жизнь людей лучше – и поэтому появилась психотерапия. Человек, испытывающий различные страдания, теперь мог обратиться за помощью к психотерапевту, подобно тому как мы идем к доктору, чтобы избавиться от насморка или желудочных колик.

Только вот людские страдания не прекращались, а спрос на психотерапевтов все рос и рос. Родившийся в одном из индустриальных сообществ во второй половине ХХ века, человек оказывался в мире, в котором:
  • ничего не понятно, ведь нет единого, главного знания о том, как устроен мир и как в нем жить. Зато предлагается великое разнообразие мировоззрений и концепций, и человеку приходится самому делать выбор. А необходимость выбора всегда рождает беспокойство. Треть жизни уходит на то, чтобы познакомиться хотя бы с небольшой частью этих теорий – и обнаружить, что они никак не помогают избавиться от проблем, которых с каждым годом становится все больше;
  • все очень быстро меняется: то, чему мы учимся сегодня, может оказаться бесполезным завтра. Мы должны постоянно держать руку на пульсе и быть готовы к неизвестности, а значит, стресса не избежать;
  • наука все еще популярна. Мы привыкли доверять логике и фактам;
  • религия тоже все еще популярна. Однако, привыкнув к научному мышлению и логичному построению суждений, мы требуем от религии, чтобы она логически обосновала и объяснила себя. Мы хотим верить, но не соглашаемся делать это «просто так». Мы хотим получить понятные ответы и неоспоримые доказательства. Сохраняя стремление к духовному опыту, но так и не получив ответов на свои вопросы, многие из нас разочаровываются в традиционных для своей культуры религиозных институтах;
  • считается, что человек может быть счастливым и должен к этому стремиться;
  • ни религия, ни наука не предлагают единого, известного всем и проверенного поколениями метода обретения счастья. Каждый человек должен выбрать свой путь сам, а это, как мы уже поняли, пугает.

Восток – дело тонкое

Итак, все волнуются, чего-то ищут и обязаны быть счастливыми. На этом тревожном фоне традиционные восточные учения становятся очень популярными, ведь они сочетают в себе:
  • столь привычный для всех западных людей упор на логику;
  • утерянную в современном мире целостность – объясняется все;
  • предложение духовного опыта, выходящего за рамки радостей общества потребления;
  • решение всех проблем, включая болезни и смерть;
  • и главное – обретение счастья и контроля над реальностью еще по пути к финальной цели – выходу (или возвращению) в состояние, в котором нет ни горестей, ни радостей, нет надежд, страхов и желаний.
Последнее представляется туманно, но для человека из современного мира туман в конце тоннеля – не проблема, если тоннель удовлетворяет большинство его потребностей.

«Слава богу! – подумали западные люди, обратив свой ясный взор на Восток. – А то ничего непонятно, все болит и телевизор с анальгетиками, честно говоря, не всегда помогают». Мудрые гуру наконец объяснили, как все устроено на самом деле, как это изменить и достичь наконец-то счастья!

Но, приняв разложенную по полочкам картину мира, предлагаемую восточными учениями, западный человек проигнорировал тот факт, что целостная картина мира, описанная в теории, требует целостного же подхода к практике. Посмотрим правде в глаза: подавляющее большинство современных адептов, оставаясь частью культуры потребления, использует отдельные духовные практики для решения вполне мирских проблем, иногда даже не осознавая этого. Так, практика асан, вырванная из общего контекста аштанга-йоги, больше напоминает гимнастику. Но даже в таком усеченном варианте она помогает не только улучшить настроение, самочувствие и здоровье, но и, например, найти друзей, создать семью, обрести смысл жизни или приобрести общественную значимость – пусть даже в узком кругу. Однако все эти задачи никак не связаны с радикальной трансформацией сознания – истинным смыслом духовных практик. С их решением вполне может справиться психотерапия. Собственно, для этого она и была создана.

Гуманитарная помощь

В основе духовных и психотерапевтических практик лежит разная философия. Восточные традиции говорят: наше сознание омрачено, оно искажает восприятие реальности. Желания, страхи и надежды – всего лишь иллюзия, и наша задача в том, чтобы очистить восприятие и увидеть, что на самом деле ни желаний, ни страхов не существует. Правдивая реклама восточных учений и практик должна выглядеть так: «Вы в аду. Приходите, и мы поможем вам осознать это в полной мере. А затем укажем путь к выходу». В этой рекламе нет фразы «Мы поможем вам сделать ад раем». Но именно это предлагает психотерапия, утверждая, что для человека естественно иметь страхи и надежды, а специалист призван помочь ему стать тем, кем он хочет быть, избавиться от мешающих ему страхов и воплотить надежды.

Переживая ощущение апатии и бессмысленности существования, одиночество, драму в личной жизни, сложности в общении, потерю любимого человека, тяжелую болезнь – свою или близких – или недовольство устройством мира вообще, люди ищут помощи. И делают это каждый по-своему: некоторые сохраняют верность русской традиции, изливая душу первому, кто готов выслушать. Другие, следуя западному веянию, обращаются к психотерапевту, который помогает решить конкретные задачи и достичь изменений: например, хотела девушка создать семью – и вышла замуж, конфликтовал человек на работе – и научился договариваться, все казалось бессмысленным – а стало радовать.

Переживая сложности, испытывая общий душевный дискомфорт или стремясь просто разнообразить свою жизнь, многие из нас все чаще обращают свое внимание на область духа. Заинтересовавшись восточными учениями, в поисках единомышленников люди приходят в воплощающую эти учения организацию, например буддийский центр или студию хатха-йоги. И жизнь начинает меняться к лучшему. Чудо? Феномен, не поддающийся объяснению? Возможно. Но вот как это выглядит с точки зрения науки.

Соцпакет

Ключевой момент состоит в том, что любая сангха, или община, представляет собой сообщество людей, объединенных определенными задачами, знаниями и интересами. Каждое из таких сообществ, независимо от содержания – будь то клуб любителей охотников и рыболовов или церковь, позволяет человеку почувствовать свою значимость и принадлежность к чему-то большему. Человек находит там единомышленников, общение с которыми завязывается легко – ведь есть и общая тема, и формальный повод. Человек обрастает социальными контактами, он становится включенным во что-то, он больше не одинок.

Будь здоров

Восточные учения – это не просто философия, чтение книг и прослушивание лекций. Это практики. Люди начинают выполнять физические упражнения, простирания, ходить вместе в баню и делать тибетский массаж. Они пытаются медитировать. Становятся физически сильнее, укрепляют здоровье, делаются более радостными. Они ощущают изменения в своем состоянии, и это убеждает их в правильности пути и вселяет надежду и радость. Став более энергичными, спокойными и уверенными в себе людьми, они могут изменить свой образ в глазах других, улучшить отношения в семье и на работе.

Моральный кодекс

Очень немногие доходят до такого уровня развития морали, когда выбор и поступки основываются не на страхе наказания и желании поощрения, а на способности поставить себя на место другого и желании «поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Испытывая различные жизненные сложности, люди часто перестают верить в себя и перестают себе нравиться. Им кажется, что мир жесток и враждебен и не позволит им стать теми, кем они хотят быть. Что они должны либо стать неудачниками и страдать, либо стать плохими людьми, чтобы выжить и опять же страдать от того, что они такие плохие. Духовные учения дают человеку четкие моральные ориентиры. Они позволяют ему быть хорошим и даже очень хорошим, развивать в себе любовь и сострадание – и обещают за это награду. Находясь в сообществе людей, хотя бы формально принимающих эти ценности, человек может легко чувствовать себя хорошим и даже избранным по сравнению с жестоким социумом.

Смысл жизни

Ощущение апатии, тоски, бессмысленности существования часто возникает у людей от того, что их жизнь утратила структуру. Не случайно что-то подобное испытывают люди, неожиданно потерявшие работу или изменившие семейный уклад. Им плохо просто потому, что они не знают, что делать завтра, зачем вставать, если не для кого и некуда идти. Однако путь к просветлению создает ежедневный смыл жизни – надо практиковать, посещать учения, совершенствовать асаны. Есть небольшие видимые цели – встать на мостик, накопить денег на поездку в Индию, Непал или Тибет, бросить курить, получить передачу и благословение. Жизнь делается осмысленной, и апатия проходит.

О вкусах не спорят

Сангхи, центры, общины выполняют важную терапевтическую функцию: они становятся клубами по интересам, помогают людям адаптироваться в социуме, завести друзей и даже семью, обрести значимость, улучшить здоровье, найти смысл жизни, избавиться от депрессии. Все это само по себе, безусловно, очень хорошо. Конечно, при этом люди увлекаются самсарными радостями пути и забывают про труднопредставимый Плод – просветление, – находящийся за пределами человеческого.

Важно знать, что все те же самые надежды, за исключением, естественно, просветления, помогает воплотить в жизнь современная психотерапия – это ее миссия. Эта практика продолжает развиваться и находит все новые пути помощи людям. Созданы краткосрочные методы, такие как нарративный подход, позволяющие достичь желаемых изменений не за годы, а за недели или даже за всего одну встречу.

Какой путь выбрать – вопрос сугубо индивидуальный. Тем более что одно не исключает другое, и совмещение йоги с психотерапией вполне возможно. Терапевт сегодня не ведет себя как эксперт, который лучше самих клиентов знает, как им жить, где у них поломка и как ее починить. Он считает, что люди сами способны определить, какими они предпочитают быть и как жить, а он поможет реализовать этот предпочитаемый образ себя и жизни.

Фото: istockphoto.com

Читайте также