Телесно-ориентированная психотерапия: работа с телом для душевного комфорта

Телесно-ориентированная психотерапия: работа с телом для душевного комфорта

Однажды, когда я только начинала пробовать свои силы в психотерапии, ко мне на занятие пришли подростки. «Здравствуйте, – сказали они, – мы на аэробику к психиатру». Забавно, но именно так молодые люди восприняли программу, основанную на использовании методов телесно-ориентированной психотерапии. С тех пор мы с коллегами в шутку называем свои занятия психиатрической аэробикой.

А между тем телесно-ориентированная психотерапия – одно из наиболее эффективных направлений в современной психотерапии. Своими истоками она восходит к позднему психоанализу, а ее родоначальником стал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Для Райха работа с телом стала одним из способов вернуть своим пациентам душевное равновесие и комфорт. Он ввел понятие защитной «брони», или «панциря», характера – совокупности защитных механизмов, которые блокируют переживание той или иной эмоции. «Броня» формируется по мере взросления, когда мы учимся вести себя в соответствии с требованиями общества.

В результате нам приходится подавлять свои первичные – инстинктивные – порывы. Однако их энергия никуда не девается – мы просто загоняем её внутрь себя, уплотняя свой панцирь. В дальнейшем с помощью брони мы как бы гасим тревогу, связанную с внешними и внутренними проявлениями, которые вызывают страх. Броня характера позволяет нам оставаться в социальноприемлемых рамках, но при этом мы часто перестаем чувствовать контакт со своим внутренним «я», всё беднее проявляем свои эмоции, что, в конечном итоге, лишает нас возможности получать удовольствие от жизни и работы. В результате исследований Райх пришел к заключению, что панцирь имеет не только психологическую, но и физиологическую основу. Другими словами, он существует не только на уровне психики, но и на уровне тела, где проявляется в постоянном мышечном напряжении – зажимах. Наша физическая оболочка – это надежное хранилище самых разнообразных и часто противоречивых переживаний. Тело, так же как и мозг, хранит в себе опыт, который мы получаем в течение жизни.

Взять для сравнения тело ребенка и тело взрослого. Ребенок расслаблен, его движения непосредственны и естественны. Взрослый же более напряжен, плюс ко всему у него уже готов целый набор выработанных движений-привычек: походка, поза, жестикуляция… Они-то и задаются мышечным панцирем, с годами становящимся все жестче и жестче. 

Связь тела и души неразрывна. Так, пребывая в хорошем настроении, мы или расслаблены, или находимся в состоянии приятной активности – нам хорошо и душевно, и физически. При плохом настроении мы обычно напряжены, что особенно заметно по лицу. Отсюда дискомфорт и физический, и психологический. И наоборот – если мы плохо себя чувствуем, то и на душе покоя нет; если же с телом всё в порядке, душа спокойна. Таким образом, повлияв на тело, можно по­влиять и на душу. 

Райх выделил семь телесных уровней (поясов), на которых формируется мышечный панцирь: уровень глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Метод Райха, получивший название характероаналитической вегетотерапии, предполагает постепенную проработку всех уровней сверху вниз; считается, что каждый следующий (тот, что ниже) сдерживает более глубокие и значимые незавершенные эмоциональные переживания. Проработка с помощью особых манипуляций (сам Райх использовал массаж) и специальных упражнений дает возможность заново пережить недопережитый опыт, навсегда избавиться от связанного с ним эмо­цио­наль­но­го негатива и восстановить свободное течение энергии в теле. Вообще, Райх был неутомимым исследователем, для него не существовало формальных запретов и рамок.

Долгое время проработав в Австрии, в 1939 году он получил приглашение от Американского психосоматического движения. К тому моменту Райх создал свою лабораторию «оргонной энергии» (этим термином он определял универсальную энергию, которая движет объектами во вселенной и одновременно является биоэнергией живых существ). По словам самого Райха, ему удалось сконструировать так называемый оргонный аккумулятор – устрой­ство, генерирующее оргонную энергию. Исследования показали, что больные, пользовавшиеся аккумуляторами, волшебным образом излечивались от своих – порой серьезных – недугов. Но, несмотря на успешность практики, деятельность Райха оказалась под запретом. Из-за нарушения судебного постановления, запрещающего производство оргонных аккумуляторов, Райх был осужден. Он умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме США.

Биоэнергетика А. Лоуэна

Эстафету развития телесно-ориентированной психотерапии перенял американский психотерапевт Александр Лоуэн, создавший биоэнергетическую концепцию. В биоэнергетике Лоуэна, в отличие от вегетотерапии Райха, работа строится не на проработке одного за другим поясов мышечного панциря, а варьируется в зависимости от информации, которую терапевт получает, исследуя физическое и психическое состояние клиента. 

Классическая сессия Лоуэна начиналась с дыхательных упражнений, выполнявшихся в положении стоя или сидя, откинувшись на спинку стула. Он также активно прибегал к методу напряженных поз, при которых происходил активный выброс адреналина и возникало мышечное напряжение. Мышечное напряжение влияет на подвижность, поэтому в напряженном состоянии можно обнаружить, какие участки тела скованы, а какие свободны. Основная напряженная поза, которую использовал Лоуэн, это арка (дуга), прогиб назад в положении стоя. Если при выполнении позы можно провести воображаемую перпендикулярную линию от точки между лопатками до точки между стопами, то энергия в теле перемещается свободно. Если же тело жесткое или, наоборот, слишком гибкое, то добиться правильного положения в арке практически невозможно. Эта поза помогает обнаружить заблокированные зоны в теле, в которых происходит накопление энергии. А вот высвободить ее позволяет массаж этих областей или надавливание на них.

В своей книге «Язык тела» Лоуэн приводит следующий пример. Как-то к нему на сеанс пришла молодая женщина, мать двоих детей. Она была хорошей хозяйкой, но жаловалась на раздражительность и на то, что отношения с мужем не приносят радости. Выразиться конкретнее она не могла, но чувствовала, что терапия может ей помочь. Вот как Лоуэн описывает ее внеш­ность: «Она была невысока ростом, с изящной фигурой, но слишком большой для ее комплекции головой и крупным выразительным лицом. Живые глаза, прямой небольшой нос, немного неправильной формы рот и тяжелая нижняя челюсть. Коротковатая шея соединяла голову с хрупким телом, вполне пропорциональным, если не считать слишком узких плеч. У нее была кукольная внешность. Плечи были не только узкими, но и напряженно выдвинутыми вперед, так что при ходьбе казалось, будто руки болтаются на искусственных шарнирах. Такое же впечатление оставляли и ноги».

Оказалось, что женщина была единственным ребенком в семье. Мать хотела, чтобы девочка всегда и всем нравилась, и внушала дочери, что, если та не будет милой, нежной и ласковой, ее никто не полюбит. В результате девочка превратилась в куколку с ангельской внешностью и покладистым характером. Она всячески подавляла гнев и раздражение. Все это, как диагностировал Лоуэн, привело к тому, что грудная клетка, спина и таз стали жесткими, а сжатые челюсти, по его мнению, свидетельствовали о намерении женщины всегда во что бы то ни стало оставаться пай-девочкой. 

Анализ также показал, что, выполняя свои повседневные дела (с ними она, кстати, прекрасно справлялась), пациентка направляла всю свою энергию на то, чтобы сделать всё правильно и нигде не ошибиться. На первом же сеансе Лоуэну удалось заставить ее расслабить челюсти. Как только это произошло, женщина разрыдалась: обида и напряжение, сдерживаемые крепко стиснутыми зубами, вырвались наружу. Затем с помощью специальных упражнений он помог ей освободить и подавляемый годами гнев. «С каждым сеансом кукла оживала, – пишет Лоуэн, – соответственно менялась и наружность пациентки. Руки и ноги окрепли, плечи расширились и распрямились, в лице появились черты зрелой женственности. Жалобы, с которыми женщина приходила ко мне, прекратились».

Плачь, плачь, танцуй, танцуй

Танцевально-двигательная терапия – это исследование своего тела и «я», а также своих стереотипов и взаимоотношений с окружающими через танец и движение. Развитие этого направления связывают с такими танцовщиками, как Фредерик Мэтиас Александер, Рудольф фон Лабан, Айседора Дункан, Мэри Вигман и др. Главным для них было выражение неповторимой индивидуальности танцующего, непосредственная эмоциональная жизнь человеческой личности. На тренингах по танцетерапии большое внимание уделяется характеру движений. Дело в том, что в движении, как и во всем остальном, есть что-то, чего мы не можем принять. Так, достаточно часто женщины подсознательно считают для себя неприемлемыми «мужские» – резкие и сильные движения, а мужчины – «женские» – плавные и медленные. Вместе с тем источник нашей силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Преодолев этот страх и приняв то, что раньше казалось чуждым, мы освобождаемся от ограничений и стереотипности поведения. А это, в свою очередь, дает нам более мощный ресурс для преодоления жизненных трудностей.

Танцетерапия – это не выполнение формальных танцевальных па, а естественный, спонтанный поток движений. Она идеально подходит тем, кто по каким-то причинам не в состоянии выразить свои эмоции иначе. Более того, считается, что самопроизвольный танец стимулирует энергетические каналы, а потому высвобождает заблокированную энергию и способствует ее равномерному течению по всему организму. Самое главное – чувствовать себя в танце свободно и раскрепощенно, так, чтобы ощутить релаксацию в движении. В этом случае танец будет воздействовать не только на мышцы, но и на сознание, полностью преображая эмоциональную и духовную сферы танцующего.

Все ровно

Еще одно направление в телесно-ориентированной психотерапии – это рольфинг, или структурная ин­те­гра­ция. Оно носит имя своей основоположницы Иды Рольф, биохимика и физиолога. Рольф считала, что телу необходимо вернуть ровность и симметрию. Основные методы структурной интеграции – массаж и растягивание. По мнению Рольф, расслабление соединительной ткани больше, чем что-либо другое, выталкивает на поверхность воспоминания раннего травмирующего опыта, пережить который очень важно. При этом можно его вербализировать, но нельзя зацикливаться на его анализе. В результате человек возвращает себе утраченное душевное спокойствие.

Найти и обезвредить

Итак, телесно-ориентированная психотерапия задействует множество методов и техник, но общим в них является работа с телом. Ее можно назвать гомеопатическим методом работы с психологическими проблемами через активное взаимодействие тела с внешней средой, к которой относятся как психотерапевт, так и подручные средства психотерапии. Когда через ощущения в теле мы понимаем, что происходит с нашей психикой, осознание становится более конкретным, материальным, что позволяет быстрее обнаружить проблему и справиться с ней.

Читайте также