Как относиться к деньгам с точки зрения йоги

Как относиться к деньгам с точки зрения йоги

Жить без денег невозможно. Зная об этом с детства, мы легко становимся рабами своих кошельков. А хочется жить так, чтобы не было мучительно больно от отсутствия второй крокодиловой сумки Birkin. Но не отказываться от мысли о первой. Йога утверждает: разобраться со своими тратами — значит разобраться в себе. Как-то в одном американском журнале — кажется, даже это был Harper’s Bazaar — я наткнулся на чудесный материал страниц эдак в двадцать. Там очень подробно, шаг за шагом, рассказывалось о том, что каждый, кто покупает паленые Louis Vuitton и Gucci, практически потворствует мировому терроризму. Это все равно что снабжать чеченских духов ставропольскими номерными знаками, выпаривать в амбаре гексоген или еще что покруче. Девиз заметки был такой: купив одну настоящую сумку, ремень или кошелек, ты освободишь дивизию китайских батраков от непосильного каторжного труда.

А их недораскулаченных панов лишишь огромных барышей, которые они от безделья сперва тратят на выпивку и наркотики, а потом, разумеется, на помощь бенладенам всех мастей, начиная от Удугова и Закаева и заканчивая Фиделем Кастро Рус. А кроме того, автор статьи явно спешил закончить — вы внесете свою лепту в мировой товарооборот, чем поможете хорошим обеспеченным людям стать еще обеспеченнее и лучше. Честно говоря, когда самолет (а дело было на борту авиалайнера) приземлился в Хитроу, я не удержался и купил. Несчастный маленький фейковый кошелечек за 2 фунта стерлингов. Зачем — не знаю и сейчас. Наверное, от злости: все, что я прочитал, показалось мне чудовищной чушью. Ведь речь, в сущности, шла не об аксессуарах, а о денежном обороте. О том, как правильно и как неправильно тратить наши с вами деньги. Что благо, а что — зло. Что можно, а что — ни-ни. И вот тут-то — кардинальное отличие практикующего йога от просто хорошего человека. Просто хороший человек (как я) пойдет и купит ненужную вещь, а йог подождет. Поскольку с точки зрения йоги деньги — это один из видов энергии. И применять ее можно, только хорошо подумав, взвесив все за и против. С точки зрения йоги эта тирада про обезумевших от рабства китайцев не глупость, не пустой звук. Смотрите сами.

Простой пример. Одна девушка, жена банкира, получила в подарок от мужа большой красивый бриллиант. Он так светился и играл на ее указательном пальце, что другая девушка, подруга банкирши, от зависти разрыдалась. Кто же здесь не прав? С точки зрения йоги — все трое. Банкиру следовало бы подумать о более скромном подарке (бриллиант был уже десятый по счету), банкирше не обязательно было размахивать камнем перед носом своей подруги. Ну а та могла бы вспомнить, что у нее тоже все не так уж и плохо: машина, квартира на Патриарших, собственный муж не бродяга, да и бриллиантов своих хоть отбавляй. Все трое — жертвы материального мира, построенного на хаосе. Мира, где деньги хоть и являются на первый взгляд мерилом всего, но на самом деле играют лишь второстепенную, случайную роль. Поскольку их появление и исчезновение стихийны. Их невозможно предугадать. Сегодня ты нищий, завтра — сел на трубу и качаешь евро. А послезавтра тебя арестуют — и за год ты потеряешь все свое состояние. А может, и не посадят и не потеряешь, а может, и не будет трубы, а будет долгая полуголодная жизнь в Уссурийске. Наш мир — бурлящий океан: что-то выплывет, что-то утонет. Мир йога — линеен. За добрым делом последует награда, за злом — наказание. За воровство — тюрьма, за помощь бездомным детям — благоволение к дающему.

На деньгах помешаны почти все. Даже очень богатые люди в поте лица стараются приумножить свое состояние, заработать еще больше. Это общее мнение разделяет и Брент Кессел, специалист по финансовому планированию. Кессел давно практикует аштанга-йогу, применяя основные принципы «Йога-Сутры» в своей профессиональной деятельности, и считает, что люди, к сожалению, не воспринимают деньги как некий духовный инструмент, недооценивают эту их роль. «По тому, как вы обращаетесь с деньгами, можно судить, чем и как вы живете», — говорит он. Классический пример нейогического отношения к наличности — утка Скрудж МакДак. Купающийся в волнах из миллионов золотых долларов, пытающийся собрать в своих кладовых все богатства мира, этот персонаж являет собой алчный антипод бескорыстного йога.

Йог не может хотеть объять необъятное. Ему не нужно лишнее, ни к чему чужое. Он помнит слова мудреца Патанджали, который 2000 лет назад написал, что «утвердившийся в отрицании присвоения чужого получит любое богатство». То есть нельзя искать, нельзя алкать — и дастся. «Так говорит любая религия, — возразите вы. — При чем тут йога? Йога — это же спорт, система растяжек». В принципе, да. Но надо помнить, что йога — прежде всего философия. Да, йога не требует от человека жертв на свое собственное существование. Не просит десятину в монастырь, не клянчит мелочь на ремонт храма или новый дом для епископа. Йога — путь, встав на который человек понимает, что главное — думать о себе и уже после появятся мысли о Сущем. Но эти мысли и этот путь и есть цель йоги. Если этого не понимать, не верить в это, тогда можно говорить только о физкультуре, но никак не о йоге.

«Я начала практиковать йогу где-то в середине восьмидесятых, — рассказывает директор отдела рекламы и связей с общественностью компании Mercury Инна Ассекритова. — Школа находилась в доме «Россия» на Сретенском бульваре. Это даже скорее была не школа, а подпольное общество. Когда я это осознала, мир для меня перестал быть таким суетным и безрассудным. А что насчет денег? А вот к деньгам, мне кажется, я так и не научилась относиться правильно. Я все равно их куда-то складываю, хотя понятно, что чем больше ты отдаешь, тем больше тебе вернется. Это же закон сохранения энергии».

С другой стороны, в классическом трактате «Йога-Сутра», как раз и написанном древнеиндийским мудрецом Патанджали в I веке до н. э., нет ни единого упоминания о деньгах как таковых. Только общие фразы, которыми обрисовывается путь, состоящий из восьми ступеней, восьми этапов постижения Бога. И деньги если и находятся на каких-то из них, то только на первых двух. То есть когда человек, решивший встать на эту благословенную тропу, готовится к принятию всеобщих моральных ценностей, называемых ямой, и начинает создавать свой собственный кодекс поведения — нияму. Именно яма и нияма организуют чувства и эмоции. Потом уже асаны сохраняют здоровье, силу тела и гармонию с природой. Практика пранаямы дает возможность контролировать дыхание — и даже управлять разумом. Последние три ступени (дхарана, дхияна и самадхи) дают йогу гармонию с самим собой и с силами Вселенной.

Так на что же следует обращать внимание человеку, решившему посвятить свою жизнь йоге? Маршалл Гликман, автор книги — руководства по вопросам планирования семейного бюджета, считает, что сознательный йог понимает важность проблемы выбора между желаниями и возможностями и предпочитает делать этот выбор ответственно. «Независимо от того, чем занимается человек, он должен задать себе вопрос: «Думаю ли я о других, учитываю ли их интересы, не поступаю ли я эгоистично?» Гликман пишет о том, что всегда надо задумываться, куда идут наши деньги. Когда мы платим за такси, покупаем одежду, еду. Возможно, покупать дорогие, не зараженные пестицидами продукты правильнее не только потому, что они полезнее для нашего организма, но и потому, что от этого уменьшится количество вредных веществ в природе. И наша карма очистится вместе с водой одной из перуанских речушек. Второе — очень важно знать меру. Не перебирать. Как правило, женщины, следящие за каждой съеденной в день калорией, начинают беспорядочно затариваться совершенно ненужными им вещами. У них наступает своеобразное вещевое обжорство. Я видел немало таких, когда сотрудничал с одним магазином. Но никогда не пытался их остановить, ведь касса ждет. Но моя коллега Линда Вольф, владелица одного из самых приятных бутиков на Манхэттене — Central Parkwest, их останавливает. «В своем магазине, — рассказывает Линда, — я не раз видела людей, лихорадочно скупающих все подряд и тратящих денег больше, чем у них есть на самом деле. Узнать таких людей несложно. У них от возбуждения горят глаза, они как будто под кокаином. Когда-то я сама была такой и, бывало, спускала до тридцать тысяч долларов за одну прогулку по магазинам.

Я радовалась, пока не получала счет. Это была настоящая болезнь. Исцеление пришло с йогой. Что-то изменилось внутри меня: наступила гармония, чувство наполненности самой собой, а не материальной ерундой. Теперь я уговариваю своих посетителей НЕ приобретать второе платье. Мне кажется, я помогаю им излечиться от стремления покупать еще и еще. Начну ли я отговаривать их покупать первое платье? Ну что вы, я же не идиотка».

Даянанда Сарасвати, духовный наставник и учитель йоги, считает, что задача учения — в сосредоточении на познании самого себя. «Что нам действительно нужно, так это самим жить достойно, не забывая о своих обязательствах по отношению к семье, подчиненным, окружающим нас людям, — говорит он. — Все, что у нас есть сверх необходимого для удовлетворения собственных нужд, надо использовать во благо других». Йога обнажает человека, как капустную кочерыжку, отрывая бесполезные листья жадности, коварства и обмана. В результате мы учимся радоваться простым вещам: солнцу, морю, дождю, улыбкам своих детей, здоровью родителей. Все остальное — наносное, лишнее, неразумное. Другое дело, что считать излишком, а что разумно необходимым в материальном плане. Это вопрос сложный, и каждый должен решить его для себя сам. «Обратитесь к своему сердцу, к своей совести. Я думаю, все мы знаем, когда бываем лицемерами», — советует Маршалл Гликман.

Специалист по финансовому планированию, автор книги «Семь шагов к финансовой зрелости», Джордж Киндер вместе со своим коллегой Диком Вагнером основал движение планирование жизни. Его цель — научить людей правильно тратить деньги. Работу с клиентом Киндер всегда начинает с анкетирования, пытаясь выяснить, какие ценности для человека являются истинными. Кульминационный вопрос звучит так: если бы вы услышали от врача, что вам осталось жить 24 часа, с чем вам было бы тяжелее всего расстаться? Знаете, каким был самый распространенный ответ? С собственным бизнесом. И вот тут возникает еще один важный вопрос: а правильно ли мы управляем своим делом? Генеральный директор издательского дома Independent Media Дерк Сауэр занимается йогой уже несколько лет. «Я уверен, что йога сделала меня более прозорливым и успешным бизнесменом. Я совсем не сразу смог достичь значительных успехов в практике, потому что, преодолевая усилие, заставлял себя выполнить трудную асану, — рассказывает Дерк. — И только через некоторое время я почувствовал, что наконец-то узнал себя, “познакомился” со своим телом и сознанием. Я научился относиться с уважением к своему телу, прислушиваться к нему. А новое направление в бизнесе осваивается так же, как новая поза. Можно действительно творить чудеса, если ты относишься к сотрудникам со спокойствием и уважением».

Говоря о правильности выполнения асан, Патанджали замечает, что они должны быть устойчивыми, комфортными и свободными от напряжения, а настрой во время их выполнения — доброжелательным. Именно это и надо иметь в виду, вспоминая о ямах и ниямах.

Стабильность, но не закоснелость. Гармония. Релаксация, но не небрежность. Доброта и к другим, и к себе. Ну хорошо. К другим можно быть чуть-чуть добрее

[promo_online id="265" teaser="Хотите выстроить гармоничные отношения с деньгами и привлечь в жизнь изобилие?"]

Читайте также