Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми: особенности и примеры

Сказкотерапия: почему это работает не только для детей, но и для взрослых.

Какие советы может дать сказка взрослому человеку и при чем здесь наш внутренний ребенок рассказывает энергопратик, писательница, автор серии книг «Волшебные сказки. Перо ангела» Юлия Погребинская.

Современный человек живёт в мире, переполненном информацией. На любой внутренний вопрос можно найти бесконечное количество ответов. Советы сыпятся как из рога изобилия — остаётся только выбрать, к какому прислушаться. Такой информационный фон иногда создаёт внутреннее сопротивление. Потому что взрослый человек в гуле голосов перестаёт слышать самого себя. В какой-то момент он перестаёт воспринимать внешние мнения. Ему может захотеться тишины и уединения. Когда шум стихает, внутри рождаются необходимые решения.

Cказка — уникальный инструмент. Она издревле считается волшебным средством, позволяющим не напрямую, а опосредованно донести до человека важные смыслы. Погружаясь в канву истории, эмоционально подключаясь к судьбе персонажей сказки, читатель или слушатель волей-неволей прикладывает к себе то, во что погружается. В отличие от прямолинейных советов, которые рождают внутри протест, мягкий повествовательный стиль сказок убаюкивает бдительность читателя. Ему становится легче воспринять мудрые мысли. По доброй воле, как будто естественным образом делая перенос на свою собственную жизнь.

Сказка — это завуалированная правда. Преподнесённая в мягкой и обтекаемой форме, она воспринимается не как довлеющая истина, а как повод для размышления. Перенимать ли прочитанное в чистом виде, взять ли в практику только часть или оставить сказку сказкой — зависит от личного выбора читателя.

В каждом человеке, независимо от возраста, живёт внутренний ребёнок. В этом смысле сказка подходит каждому, потому что касается тех внутренних переживаний, которые взрослый человек как правило вытесняет. В некоторых чувствах сложно себе признаться, другие противоречат нашему социальному статусу. Что-то настолько трудно переварить, что мы выбираем делать вид, будто этого вовсе не существует. Сказка становится лекарством, нежно касающимся самых болезненных внутренних переживаний. Терапией, исцеляющей душевные раны — без посредников и назидательных нотаций. Как будто внутренний ребёнок оказывается в волшебном мире, в котором возможно всё.

Сопровождая героев сказки в их историях, читатель опосредованно перепроживает вместе с ними свою боль. Победа над обстоятельствами становится личной. Пример преодоления препятствий воспринимается как что-то, от чего можно оттолкнуться в своей личной ситуации.

Сказка 2.jpeg

Сказкотерапия ставит своей задачей поместить читателя в воображаемый контекст, схожий с реальной жизнью. Не погружая человека в его собственную проблему, но предлагая похожие обстоятельства. Когда герои сказки находят выход из затруднительных ситуаций, решаются на смелые поступки или исцеляют внутреннюю боль, читатель волей не волей переносит новые возможности на себя. У него появляются новые решения и главное — ощущение, что он тоже может справиться со своими трудностями.Когда речь идёт о детях, сказкотерапия — идеальный инструмент поддержки в сложных ситуациях. Дело в том, что маленькому человеку очень трудно осознать, что с ним происходит на самом деле. Ребёнок не всегда может выразить словами свои чувства и тем более понять, как с ними справиться. Поскольку у него нет ясности относительно того, с чем он столкнулся, часто возникает ощущение безвыходности и одиночества. Родители, находясь на периферии чувств ребёнка, тоже ощущают себя беспомощными, потому что не знают, как оказать ему поддержку. Ведь им не понятно, что его беспокоит на самом деле. Любые предположения могут оказаться неверными. И даже если ребёнок примерно озвучивает, что с ним происходит, взрослый не всегда может подобрать нужные слова. В таких ситуациях сказкотерапия становится незаменимой помощницей. Остаётся только найти истории, похожие по сути на то, что в данный момент проживает ребёнок.

Если же то, что его беспокоит, не известно, идеальными будут диагностические сказки. Когда ребёнок может интуитивно выбрать какую-то историю. Прочитав её, он порой сам лучше начинает понимать, что с ним происходит. И главное — в его душе возникает надежда.

Ощущение, что если герой сказки справился с чем-то очень сложным, то и для ребёнка это возможно.

Сказки, в основу которых вложены добрые чувства, светлые идеи и основы человечности, становятся опорой для читателя любого возраста. Они вселяют надежду в то, что добро всегда побеждает зло, и поддерживают веру в чудеса.

Сказка 1.jpeg