«Функциональная анатомия йоги»: цитаты из книги


Развитие бандхи без дыхания невозможно. Дыхание является ее источником. Контроль над энергией и ее использованием в нашем теле напрямую связан с дыханием. В философии йоги управление дыханием — пранаяма — используется как средство энергетического контроля организма. Джон Скотт был моим наставником, когда я делал первые шаги в исследовании связи между дыханием и бандхами. На момент знакомства с ним я уже около полутора лет практиковал аштанга-йогу. Я тогда впервые приехал в Англию и решил пару недель поучиться у Джона. В конце первой недели он сказал: «Дэвид, ты хорошо овладел последовательностью движений, но у тебя нет понятия о дыхании и бандхах». Разумеется, эти слова огорчили меня. Мне уже тогда казалось, что я знаю, что такое дыхание и бандхи. Но я понимал все это умом, а не испытывал на практике. Джон сел рядом со мной и положил мою ладонь себе на живот, чтобы я мог ощутить его дыхание. Потом он начал принимать разные асаны, и мне стало понятно, что раньше я делал все неправильно. Я чувствовал, как он задерживает дыхание и создает напряжение в брюшной полости в различных фазах движения. Тогда это было для меня каким-то волшебством. Сегодня я понимаю, что все дело в действиях поперечной мышцы живота.

WhatsApp Image 2023-02-22 at 02.14.05.jpeg
Проучившись еще неделю у Джона, я отправился домой и предпринял все усилия, чтобы научиться дышать так же, как он. Я сознательно переключил внимание с техники выполнения асан на дыхание, стараясь поддерживать пупок в положении, которое видел у Джона. Я занимался так по шесть дней в неделю на протяжении трех месяцев, и постепенно дыхание привело меня к пониманию бандхи. Медленно, но верно в моих движениях начали появляться легкость и простота, которых я не чувствовал до сих пор.

Существует немало точек зрения по поводу того, какое дыхание в йоге следует считать правильным. Сторонники классических направлений йоги вроде шивананды используют брюшное дыхание. Любители более активных стилей при дыхании втягивают живот. Какие-то направления вообще не уделяют дыханию особого внимания. Мое мнение по этому поводу продиктовано собственной практикой аштанга-йоги. Я не утверждаю, что это единственно правильный способ. Для меня это просто один из приемов, позволяющих получить в ходе тренировок нужный результат. И таких приемов в йоге достаточно.

Давайте посмотрим, как можно увязать вместе мула-бандху, уддияна-бандху и дыхание с анатомической точки зрения. Напомню, что мула-бандха, или корневой замок, ассоциируется с тазовым дном. Ее назначение состоит в том, чтобы не допустить утечки энергии через нижнюю часть туловища. Уддияна-бандха ассоциируется с движением вверх и является энергетическим замком, обеспечивающим достижение легкости, которую мы видим в продвинутом исполнении йоги. Главной дыхательной мышцей является диафрагма.

meditation-online-classes-concept-young-woman-training-remote-home-sitting-rubber-mat-l (1).jpg
Диафрагма по форме не похожа ни на одну другую мышцу тела. Она напоминает купол или парашют. Она уникальна и в плане своего устройства. Большинство мышц прикрепляется к двум костям и тем самым обеспечивает движения этих костей относительно друг друга. Диафрагма своей задней частью прикрепляется к позвоночнику, а затем по кругу к нижнему краю грудной клетки вплоть до мечевидного отростка в нижней части грудины. От этих мест прикрепления мышечные волокна сходятся к вершине купола, где соединяются с так называемым сухожильным центром. При сокращении диафрагмы эти волокна укорачиваются, один их конец притягивается к другому. Это может вызывать два типа движений, и от них зависит, дышим ли мы животом или грудью.

Знание функций диафрагмы очень важно для понимания анатомических аспектов мула-бандхи и уддияны, а также физического эффекта, которые они оказывают на тело.

Все считают, что дыхание животом — самое глубокое. При таком типе дыхания люди чувствуют, что диафрагма опускается на 7-15 сантиметров, а передняя стенка брюшной полости выпячивается вперед примерно на такое же расстояние. Но эти ощущения обманчивы. На самом деле при наиболее глубоком вдохе диафрагма опускается всего на два с половиной сантиметра, не больше. Это легко понять, если учесть, что сердце находится на самой верхушке купола диафрагмы и соединено с ней. Если бы диафрагма двигалась с такой амплитудой, как мы себе представляем, то что стало бы с сердцем?

Когда мы делаем вдох, диафрагма сокращается. Ее купол опускается и тянет за собой соединительные ткани, которыми окружены легкие. В результате в грудной полости создается отрицательное давление, что заставляет воздух наполнять легкие. Опускание диафрагмы, пусть даже незначительное, сдавливает содержимое брюшной полости. При брюшном типе дыхания сначала выпячивается передняя стенка брюшной полости, а затем поднимается грудь (попробуйте сами). Кроме того, в самом конце вдоха вы можете ощутить слабое давление на тазовое дно, которое от этого прогибается вниз.

woman-padmasana-pose-closeup-studio-floor-background.jpg
Во втором типе дыхания последовательность событий меняется, диафрагма работает совсем по-другому. Для этого необходим ряд действий с нашей стороны. Мы изменяем давление в различных областях брюшной полости, которая ограничивается диафрагмой сверху, тазовым дном внизу и мышцами жи — вота по бокам и спереди. Для изменения давления мы сначала сокращаем мышцы тазового дна. Данное действие означает, что давление, исходящее от опускающейся диафрагмы, уже не будет направлено вниз, так как этому препятствует давление, идущее от тазового дна вверх. В этом и заключается смысл мула-бандхи. Она не дает энергии течь вниз.

Второй способ изменения давления внутри брюшной полости заключается во втягивании нижней части живота и сохранении этого положения брюшной стенки как при вдохе, так и при выдохе. Если вы втянете живот и сделаете вдох, то сразу почувствуете, что воздух направляется в грудь. Диафрагма уже не давит вниз, и передняя стенка брюшной полости не выпячивается. Усилие перенаправляется вверх, в сторону груди. Это и есть предназначение уддияны. Она направляет энергию дыхания (прану) вверх.
2023-06-30_01-32-08 (2).png
Втягивая живот, мы вынуждаем диафрагму действовать иначе. Ее верхушка, вместо того чтобы двигаться вниз, как в первом типе дыхания, остается на месте. Поскольку живот втянут, содержимое брюшной полости сдерживает опускание диафрагмы. Ее мышечные волокна вынуждены подтягивать вверх нижние ребра. Имейте в виду, что ребра не параллельны тазовому дну, а наклонены вперед. Когда диафрагма сокращается таким образом, передняя часть грудной клетки поднимается, создавая в ней дополнительное пространство (хотя и другим способом). В грудной полости образуется отрицательное давление, куда устремляется воздух.

Давайте подытожим сказанное. Если вы просто сделаете глубокий вдох, живот и (в меньшей степени) тазовое дно выгнутся наружу. Если напряжете мышцы тазового дна и живота, это не даст им выпячиваться (именно так и поступают при выполнении мула-бандхи и уддияна-бандхи). В этом случае диафрагма начинает действовать иначе. Дыхание перенаправляется вверх. Это стимулирует тонкие энергетические компоненты бандх.

Оба типа дыхания правильны, и их использование зависит от практикуемого направления йоги.

Физические действия, имеющие целью достижение мула-бандхи и уддияна-бандхи при выполнении асан, в буквальном смысле изменяют механизм нашего дыхания. Эти изменения отражают энергетические задачи бандх, которые сводятся к тому, чтобы оказывать поддержку телу. С физической точки зрения, применяя бандхи, мы напрягаем и другие мышцы туловища, что позволяет сочетать бандхи с движениями и стабилизировать положение позвоночника. Поэтому физический компонент бандх также влияет на выполнение упражнений.

Отрывок из книги «Функциональная анатомия йоги» Дэвида Кайла