Движение и интеллект: взаимосвязь и влияние друг на друга

Как движение влияет на интеллект

Движение – это то, с чего начинается развитие маленького ребенка, и то, что необходимо для формирования и совершенствования умственных способностей во всех последующих возрастах. 

cute-boy-thinking-lesson.jpg

Может быть это нужно только в детстве?

Существует теория пирамиды Вильямса и Шеленбергера, которая очень похожа на пирамиду Маслоу и любую пирамиду потребностей.

В основании пирамиды располагается именно развитие сенсорных систем. Причем самые первые «кирпичики» - именно системы движения: тактильная, вестибулярная и проприоцептивная.

Эти перечисленные системы создают основу для формирования навыков, без которых невозможно развитие интеллекта, а значит, и успешное академическое обучение:

  • пространственные характеристики: работа с квази-пространством, порядок букв в слове и слов в предложении, правильный счет, работа с абстрактными величинами,
  • временные характеристики: чувство ритма (единственное, что может обеспечить письмо и чтение без запинок),
  • моторное планирование: ровный и понятный почерк, умение владеть своим телом (удержание позы во время урока – это серьезная нагрузка на организм ребенка).

Можно ли перестать укреплять эти связи в мозгу и совершенствовать навыки? Нет, без постоянного использования функция постепенно теряет свои качества и затухает. 

sports-teacher-with-her-students.jpg

Для чего нужны все предметы в школе?

Сейчас будет открыта самая страшная тайна: зачем нужно учиться.

Литература нужна психике и интеллекту, чтобы находить и потом самостоятельно придумывать метафоры. Математика – чтобы работать с абстрактными величинами и понятиями.

А вот физкультура на уровне тела учит мозг тому, что с любым жизненным вызовом можно справиться. Понять, что за препятствие перед нами, куда нужно двигаться (забираться вверх, прыгать вперед или вообще ползти), рассчитать план действия и действовать. Физическое преодоление со временем перерастает в преодоление интеллектуальное, психическое, волевое.

Когда мы много раз преодолеваем какой-то физический барьер, наш мозг учится.

Множество раз повторенное физическое действие становится динамическим стереотипом и для психики.

Например, собраться с силами, когда стало тяжело и до финиша далеко, и тогда откроется «второе дыхание». Вы же сейчас увидели эту метафору?

Занятия спортом, физической культурой стимулируют рабочее состояние высших психических функций: память, внимание, мышление, праксис и даже воображение.

Самый простой пример – это идеомоторная тренировка, когда вы в мельчайших подробностях вспоминаете и представляете, как вы выполняете упражнения. Этот способ часто используется профессиональными спортсменами, особенно при работе с психологическими запросами. Например, страх травмы, страх выступлений и т.д. 

full-length-happy-sportswoman-jogging-road-morning-copy-space.jpg

Насколько прямая связь между движением и интеллектом?

Конечно, если вы бегаете каждый день по несколько километров, то вряд ли это напрямую будет означать, что вы лучше будете запоминать стихи.

Но есть ряд факторов, которые невозможно не учитывать.

Если мы говорим про спорт и влияние его на мозг, то это и лучшее кровообращение, тонус сосудов, стабильное давление, обогащение тканей кислородом.

Кроме этого, движение, спорт укрепляют волевой компонент. Силу воли. Как это будет влиять на наши умственные способности?

Наши память и внимание делятся на непроизвольные (песня, которая у вас засела в мозгу) и произвольные (мне пришлось приложить усилия для того, чтобы обратить внимание и запомнить).

Чем активнее я нарабатываю регулярными тренировками волевой компонент (ведь далеко не на каждую тренировку мы летим на крыльях, иногда идем через силу), тем чаще я могу прикладывать усилия к запоминанию важной рабочей информации или удерживать активное внимание во время лекции или совещания. 

medium-shot-smiley-woman-posing-sunlight.jpg

Как именно нужно двигаться, чтобы поумнеть?

Самое важное, что нужно знать о движении:

  • его должно быть много,
  • оно должно быть разнообразным,
  • оно должно соответствовать возрасту, подготовке и возможностям.

Большое количество движения обеспечивает в головном мозге выработку определенного белка – BDNF или нейротрофический фактор, который ускоряет созревание и укрепление нейронных связей.

Для взрослых норма физической активности – 7-8 часов в неделю, 2-3 часа из которых силовые нагрузки, остальное время – кардио.

У взрослых физическая активность помогает не только поддерживать здоровье сосудов, но и стимулирует нейропластичность.

А значит все так же поддерживает на должном уровне память, внимание, мышление и речь.

Исключает ли движение необходимость развивать умственные способности? Конечно, нет.

Физическая активность создает прочную баз на уровне работы тела. А дальше мы уже погружаемся в увлекательные миры языков, наук, знаний.

Но всегда важно помнить, что человек – удивительная система, и, только развиваясь гармонично как целостно, мы сможем достичь удивительных результатов.