Осознанность, аничья, випассана: суть и значение в философии йоги

Осознанность, медитация випассана и аничья

Осознанность

Одной из задач духовного развития человека является осознанность. Что значит быть осознанным? Попробуем разобраться с этим понятием.

Психику можно представить как сознательное (сознание) и бессознательное (подсознание и сверхсознание). Сознание – это рациональное мышление, способность осознавать себя и мир, логически мыслить и выбирать. Подсознание, если сказать упрощенно, это наше «хочу», а сверхсознание – «надо». Со-знание – это совместное знание человечества, и оно позволяет эволюционировать человеку быстрее, чем развитие эмпирическим (опытным) путем.

pexels-prasanth-inturi-1051838.jpg

Инструментом свободного выбора между «хочу» и «надо» является сознание. Если же оно оказывается «слабым», то нами правит бессознательное. Например, мы понимаем, что здоровыми привычками являются физические нагрузки, режим дня и сбалансированное питание. Умом пониманием, но не делаем. Почему? Потому что понять еще не означает осознать.

Осознание осуществляется в результате актуализации – привлечения внимания сознания к познаваемому объекту в настоящем моменте, и интерпретации познаваемого – обозначения его словами. То есть мы анализируем наблюдаемое и происходящее в нашей жизни. Поэтому становится понятным, что осознанность тем выше, чем в большей степени мы управляем своим вниманием и концентрируемся в настоящем моменте, а также интерпретируем познаваемое.

Чем больше проработаны страхи, программы, установки, социальные сценарии и понимаются свои истинные потребности, тем незначительнее влияние бессознательного на нашу жизнь. Не зря в психологии и психотерапии, а также в различных духовных традициях достаточно много времени уделяют проработке неосознаваемого. Так в йоге используют медитацию випассана, о которой речь пойдет ниже.

balance-110850_1280.jpg

Если вернуться к вышеупомянутому примеру о здоровых привычках, то осознание их необходимости в своей жизни придёт в том случае, когда:

  • Человек этого точно хочет, то есть, знает зачем ему это.
  • Это нужно именно ему, а не кому-то другому (родителям, партнёру, коллегам и т.д.).
  • Он делает свой личный выбор в пользу такого образа жизни и берёт ответственность за свои действия.

Таким образом, в повседневной жизни для повышения уровня осознанности можно использовать формулу: «Зачем мне это? – Кто побуждает меня это делать или не делать, я или программы? – Мой это выбор? Несу я ответственность за свои действия и жизнь?»

Так как сознание людей находится на разных эволюционных уровнях, то и уровень осознанности будет совершенно разный. Человек будет работать над теми вопросами, которые актуальны в настоящий момент для его собственной эволюции.

Духовные искатели стремятся к трём основным целям духовного развития – осознанность, свобода и целостность.

Осознанность предполагает:

  1. Сознательное овладение формами поведения более высокого эволюционного уровня – освобождение от программ, установок, вставок, заложенных на сверхсознании, например, социумом, родителями, другими значимыми людьми.
  2. Осознание человеком своих истинных желаний, потребностей, возможностей. Здесь необходимо заметить, что при проработке своего бессознательного, человеку необходимо представлять, к чему он будет идти и каковы его смыслы и жизненные ценности.

Обладать свободой не такое простое дело, как кажется. Очень часто может происходить бегство от чего-то или образование «экзистенциального вакуума», когда старое ушло, а нового нет. Свобода достигается через состояние расширения сознания и поглощения бессознательного самим сознанием. Это ведет к осознанности и целостности личности, когда нет внутренних противоречий между «хочу» и «надо», и человек может сознательно выбирать из альтернативных вариантов. Тема свободы в таком контексте освещена, например, в книгах Мирча Элиаде «Йога: бессмертие и свобода», Эриха Фромма «Бегство от свободы».

О медитации випассана как методе повышения осознанности

Медитацию как таковую можно разделить на две категории:

1. Концептуальная медитация, где есть какой-либо объект или идея, на которую медитирующий направляет своё внимание, и ум успокаивается. Это может быть визуализация чего-либо или слушание релаксирующей музыки, текстов, мантр, аффирмаций. Эффект от таких медитаций – обретение спокойствия, но чаще всего это кратковременный результат. Подобная практика «сглаживает и выравнивает» наше состояние, но не работает с причинами беспокойства, потерей концентрации внимания и т.п.

2. Медитация випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», или «ясно видеть» – одна из древнейших техник медитации, которая пришла из традиции буддизма. Это один из инструментов самопознания, ведущих к осознанности, так как даёт возможность проникнуть в бессознательное и вывести его на сознательный уровень.

В ходе данной практики сознание трансформируется через самонаблюдение. Происходит концентрация внимания на ощущениях в теле в моменте «здесь и сейчас», что помогает проявлять наше бессознательное. Випассана – это постоянная практика самопознания, не на один день и даже не на месяц.

Начинать обучаться випассане лучше с квалифицированным специалистом в этой области, чтобы верно освоить технику такой медитации, и чтобы всегда была возможность обсуждения возникающих вопросов, а также своего внутреннего опыта.

pexels-pixabay-158465.jpg

Что препятствует практике медитации? Чувственные желания – стремление получать удовольствия от органов чувств. Чувства враждебности, негодования, ненависти. Физическая и психическая апатия, вялость, сложность в концентрации на ощущениях. Беспокойство и неугомонность - неспособность успокоить свой ум. Постоянное сомнение, недостаток убежденности в чём-либо. Перечисленные состояния будут отвлекать от процесса медитации и, конечно, их необходимо прорабатывать до начала практики.

Освоить метод випассаны, например, как ее преподает С.Н. Гоенка в традиции Саяджи У Ба Кхина, можно в специализированных медитационных центрах, которые расположены по всему миру. О випассане можно прочесть в книге Уильяма Харта «Искусство жизни. Медитация випассана, как ее преподает С.Н. Гоенка». 

Аничья

Учителя випассаны всё время напоминают практикующим: не привязывайтесь в ходе медитации к приятным ощущениям и не пытайтесь избегать неприятных – всё появляется и исчезает, аничья.

Аничья – понятие, тесно связанное с медитацией випассана. В буддизме аничья (санскр. anitya, пали anicca) означает непостоянство, изменчивость. Это одна из трех характеристик бытия в философии буддизма, наряду со страданием или неудовлетворенностью (дуккха) и отсутствием неизменного Я (анатта).

Аничья означает, что все явления в мире, как физические, так и психические, находятся в состоянии постоянного изменения. Они возникают, существуют и исчезают. Ничто не вечно.

Этот принцип можно наблюдать во всем мире. Даже самые прочные объекты, такие как горы и звезды, со временем разрушаются. Жизнь людей и животных также полна перемен. Мы рождаемся, растём, стареем и умираем. Наши мысли, чувства и эмоции также постоянно меняются.

Понятие аничья даёт нам возможность осознать, что ничто в мире не является постоянным. Таким образом, мы освобождаемся от привязанности к вещам и явлениям, которые могут исчезнуть из нашей жизни, принимаем изменения и адаптируемся к ним.

pexels-ivan-samkov-6648861.jpg

Вот несколько примеров аничья в буддизме:

  1. Физические объекты: цветы увядают, деревья опадают, горы разрушаются.
  2. Психические явления: мысли и чувства возникают и исчезают.
  3. Жизнь людей: мы рождаемся, растём, стареем и умираем.
  4. Время: прошлое не вернуть, а будущее еще не наступило.

Аничья способствует пониманию природы страдания, которая возникает из-за нашего желания удержать то, что непостоянно. Когда мы осознаем, что все явления непостоянны, мы можем перестать цепляться за них. Это приводит нас к более спокойной и удовлетворенной жизни, помогает нам понять природу реальности и уменьшить страдания.

Всем осознанной и счастливой жизни. Не забывайте о понятии аничья – нет ничего постоянного, «всё течёт, всё меняется».

Фото: Pixabay.com, Pexels.com