Фрагмент Бхагавад-Гиты: комментарий автора-переводчика

В последней главе «Бхагавад Гиты» Кришна говорит Арджуне, что ему была поведана «тайная высшая йога», но читая различные переводы «Гиты», зачастую не находишь там никакого описания высших практик йоги. Вследствие чего многие не считают «Бхагавад Гиту» текстом о йоге, или есть другая крайность: считают йогу некой формой поклонения, очень сильно недооценивая важность самопознания и познания всего, что нас окружает.

Поэтому пришлось сделать свой перевод «Бхагавад Гиты», который бы описывал высшие практики йоги и отражал суть йоги. Вот небольшой фрагмент этого текста, в нём Брахман, или Время — это Высший Дух, который и дает наставления Арджуне:

2.39 Это тебе поведано Истинное знание, только соединением Разумов (буддхи йогой), это (Истинное знание) услышишь (внутри себя) от Разума (Брахмана), в единении с которым освободишься от уз кармы.

2.40 Нет в буддхи йоге потери восхождения (развития сознания), и греха, и разочарования никто не находит, к тому же, вскоре эта практика спасает от «великого страдания» (нахождения в Майе).

2.41 Сильна и решительна природа сознания (человека), стремящегося к Единому Разуму (с Брахманом) в буддхи йоге. Но многоветвисты и потому бесконечны стремления «бездеятельных» (людей не стремящихся к единению).

2.42 Не знающие (Высшей природы Брахмана на практике), удовлетворённые буквой Вед, говорящие «нет ничего иного», произносят, Партха, цветистые речи,

2.43 сулящие рождение, только как плод дел, изобилующие описанием разнообразных ритуалов, направленных на получение удовольствий и обретение власти. Эти люди исполнены желаний, их высшая цель — рай.

2.44 У привязанных к удовольствиям и власти, чье сознание захвачено и «похищено» этой целью, не создаётся решительной природы сознания, стремящейся к единению разума (с Брахманом).

2.45 Веды ограничиваются сферой 3-х гун (природы Майи), Арджуна, поднимись выше 3-х гун, вне двойственности, стань всегда установленным в Истинной Сущности (Брахмане), не связанный комфортом, утвердись в своём Духе (единением с ним).

2.46 Сколь «большая» польза от родника во время наводнения, столь же «большая» во всех Ведах, для познавшего Брахмана (Единением с Ним).

2.47 Соединённый в действии именно с «Руководителем» (Брахманом), (и управляемый Им), а не с последующими плодами. Не будь движим плодами действий и не будь привязан к бездействию.

2.48 Йогой соединенный с Брахманом, совершай действия, освободившись от привязанности (к ним), в успехе и неудаче оставайся подобным Мне, такое подобие называется йогой.

2.49 Несомненно ниже деятельность (в мире), чем соединение разумов (буддхи йога), Дхананджая. В Разуме (Брахмана) ищи покровительство и пристанище (единением с Ним). Жалки и несчастны действующие ради плодов (деятельности).

2.50 С Разумом (Брахмана) соединенный, освобождается в Нём (при единении), от добродетелей и грехов. Поэтому йога — это быть соединённым (с Брахманом), и йога — это правильность действий (в Майе, карма йога).

2.51 Разумом (с Брахманом) соединенный, от рождённых действием плодов, несомненно отказывается (даря их Брахману). Мудрецы, освобождённые от уз рождения, достигают Обители за пределами Майи (иллюзии или «материальной природы»).

2.52 Когда твой разум победит и преодолеет смешанность с невежеством (Майи), тогда достигнешь безразличия к услышанному и тому, что должно быть услышано (в будущем), (обладая полнотой Истинного знания).

2.53 Когда твой движущийся от священных текстов разум станет Неподвижным в Единстве (самадхи) с Недвижимым Разумом (Брахмана), тогда ты достигнешь йоги.

Перевод В. Ожогина

«Бхагавад Гита», если её перевести правильно, понимая смысл йоги, содержит в себе огромное количество информации именно о высших практиках йоги, а также о природе человека и его взаимодействии с миром, и много другой очень ценной информации, которая постепенно раскрывается при постоянном изучении текста, давая глубокое понимание, силу и вдохновение.