Агнисара дхаути

Об одной из наиболее популярных очищающих техник в йоге (шаткарм) рассказывает Каруна Рам – создатель собственного метода Атмарама-Йога, практик с 29-летним опытом регулярной практики, на протяжении 15 лет перенимал опыт в Индии, более 15 лет преподает йогу на Бали, в Индии, Таиланде и России.

Каруна Рам, йог, Бали

Агнисара дхаути – одно из самых ярких украшений в ожерелье йогина. Ее пользу и явно выраженный эффект может ощутить любой начинающий. 

В переводе с санскрита агни — огонь, дхаути — очищение. Эта техника входит в шаткармы как одна из шести очищающих практик и эффективно применяется в практиках, подготавливающих к пранаяме и последовательности асан. Многие используют эту технику в рамках йогатерапии, направленной на лечение определенных участков тела.

Она настолько многогранна, что ее можно использовать и как очищение от паразитов, и для согревания в зимнем лесу, активируя внутренний огонь в клеточное тепло.

В классическом тексте хатха-йоги «Гхеранда-самхита» говорится: 

«Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это – Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения» (п.1.20).  

«Эту Дхаути нужно сохранять в тайне – её трудно достичь даже богам. Но выполнением её достигается сияющее божественное тело» («Гхеранда-самхита», п.1.21). 

Каруна Рам, йог, Бали

Техника выполнения

Эта практика выполняется на задержке дыхания после выдоха так же, как и в Уддияна бандхе – втягивать расслабленные мышцы живота. Разница состоит в режиме выполнения: уддияна бандхи – статический, агнисара – динамический. 

Выдохнув, сохраняя задержку, создаётся вакуум в брюшной полости – бахир-кумбхака, ребра расширяются в стороны и втягивается диафрагма. Потом на задержке начинается движение стенки живота вперед-назад (количество повторений и элементы техники вы можете увидеть в ключах на видео). Динамика происходит в основном в районе пупка, там, где центр атмосферного давления в нашем теле (Самана). Так как мы это делаем на задержке после выдоха, в области внутренних органов из-за движения стенки живота происходит усиленное кровообращение, которое равномерно распределяется по всем и тканям. Задержка на выдохе приводит к быстрому накоплению углекислого газа, который способствует расширению артерий и улучшению кровотока в отдалённых капиллярах. 

В грудной и брюшной частях тела появляется отрицательное давление, которое способствует движению венозной крови назад к сердцу и в легкие. Эта гемодинамика обогащенной крови по раскрытым капиллярам благоприятно сказывается на газообмене внутри органов и мышц в целом. Одновременно с этим происходит лимфатический отток из органов брюшной полости и пробуждение пищеварительной системы. Печень, поджелудочная железа, селезенка, желчный пузырь начинают расцветать. От этой регулярной висцеральной стимуляции в течение двух месяцев многие замечают, что меняется цвет лица и кожи.

В дыхательном коктейле по атмарама мы используем агнисару как метод, которой выводит из печени резервные эритроциты и обогащает кровь для продуктивности асан.

Внутри эритроцита находится гемоглобин, который содержит двухвалентный атом железа и связывает кислород, придавая эритроцитам красный цвет. Он является транспортным средством для доставки кислорода в ткани.

Эффективно сделанная Бхастрика раскрывает жизненный объём легких, активируя большую часть альвеол. И на этот огромный объём необходимо большое количество эритроцитов, которые подобно курьерам будут доставлять без задержки «посылки» кислорода в клетки тканей — это как для увеличения добычи сырья необходимы вагоны, перевозящие уголь.

При Агнисара дхаути в теле пробуждается жар.

Так как мы это делаем на задержке после выдоха, появляется клеточное тепло. Например, когда мы сжигаем уголь, нефть, газ или дерево, внутри этих материалов углерод и водород вступают в химическое соединение с кислородом. В науке это называется окислением, в начале которого происходит потеря окисляющимся веществом электрона или атома водорода (с электроном) и присоединение их к молекуле кислорода с образованием отрицательно заряженного иона О2. Это приводит к выделению тепловой энергии. Если реакция происходит быстро, то кроме тепла появляется еще и пламя.

В теле эта реакция контролируется, и при спокойном дыхании протекает очень плавно, выделяя тепло постепенно, а при агнисара дхаути межклеточный метаболизм возрастает до жары - САРА АГНИ, сути огня («Сара» означает суть, «Агни» - огонь). Главным источником этого тепла являются митохондрии, присутствующие во всех клетках тела. Они расщепляют глюкозу и другие питательные вещества. Половина высвобожденной ими энергии превращается в молекулы АТФ, остальные выходят из митохондрий в виде тепла. 

Каруна Рам, йог, Бали

Исторические примеры использования Агнисара Дхаути

В Тибете есть популярное направление - Йога туммо, или Чандали-Йога, йога внутреннего огня, которая от основоположника одной из четырех школ тибетского буддизма Махасиддхи Тилопы перешла к его ученику Наропе. Учитель Буддизма Миларепа тоже практиковал туммо, когда произошел снежный обвал и завалил вход в его пещеру. Миларепа с помощью этой практики смог прожить в холоде до наступления весны.

Наш соотечественник Порфирий Иванов часто использовал эту практику. В 1942 году в село, где он жил вместе с семьей, пришли немцы. Порфирий не спрятался в подвале, он продолжал ходить босяком по снегу. Немцы катали его на мотоцикле в сильный мороз, закапывали в сугроб, запирали в конюшне на ночь. Но ничего не брало целителя: его тело было всё красное, и от него валил пар. После этого появилась охранная грамота от Паулюса, в которой было написано, что Порфирий Иванов представляет интерес для науки, и что его нельзя обижать.

В высокогорных районах, таких как Гималаи, на высоте 3000-4000 метров над уровнем моря это одна из важнейших практик для выживания. Также в некоторых монастырях, чтобы монах стал ламой, он должен помимо демонстрации своих знаний высушить две мокрых простыни на морозе при -20, сидя на снегу, используя практику Туммо.

Каруна Рам, йог, Бали

Эффект от Агнисара Дхаути

В йоге агнисара несет более терапевтический характер, очищающий и подготавливающий, когда как в тибетском подходе это длительная брюшная манипуляция, которая осуществляет мощную висцеральную стимуляцию с подключением визуализации элемента огня.  

Миларепа говорил о туммо:

Уравновесь колебания красного и белого

В пупочном центре,

И ум озарится постижением,

Переживая тепло как блаженство…

К чему мне благородный шёлк

И тонкая, мягкая шерсть?

Наилучшая одежда —

Согревающий огонь блаженства туммо…   

Регулярная агнисара крийя: 

  1. увеличивает кровообращение внутренних органов и тканей;
  2. стимулирует выход резервных эритроцитов из печени, повышая кислородную ёмкость крови; 
  3. тонизирует органы брюшной полости, усиливая пищеварительный огонь;
  4. препятствует появлению несварения, газов, запоров, кислотности
  5. укрепляет диафрагму, увеличивая диапазон ее движения;
  6. укрепляет межреберные мышцы вдоха;
  7. является подготовкой для Наули Крии, Капалабхати и Бхастрики. 

Лучшее время для практики

В нашем теле есть цикличность терморегуляции для сохранения гомеостаза, которая управляется гипоталамусом. В течение дня также меняется температура в окружающей среде. Важно привести в равновесие внешнюю температуру среды с внутренней тела. Если в дневное время вы начинаете усиливать внутренний огонь, когда активны органы пищеварения или жаркий климат, есть вероятность перегревания и расстройства пищеварительной системы. В жаркое время года после выполнения Агнисара дхаути или если вы делаете более ста циклов для равновесия следует сделать компенсацию Ситали или Ситкари – пранаямы, охлаждающие организм.

Самое благоприятное время для пробуждения и практики агнисара дхаути - 05:00-06:00, так как это хорошо синхронизируется с активностью толстого кишечника в это время суток.

С 07:00 до 09:00 начинается время желудка, поэтому лучше заканчивать йогу до 08:00-08:30. Учитывая, что агнисару вы сделали в 06:00-07:00, это будет плавно подводить вас к завтраку, не нарушая суточные биоритмы.

Дневное время (11:00-15:00), когда возрастает температура и активны другие органы, практика будет неблагоприятна — это ускорит метаболизм, нарушая внутренний биоритм. 

После 15:00 и до 18:00 также можно делать, готовя тело к асане или пранаяме при условии, что желудок не наполнен пищей и прошло достаточно времени после обеда. 

Каруна Рам, йог, Бали

Противопоказания к агнисара дхаути крийи:

  • очистительные дни у женщин;
  • беременность и два месяца после неё;
  • сердечно-сосудистые заболевания по гипертоническому типу,
  • перенесённый инфаркт;
  • нарушения нормального функционирования сердца;
  • болезни желудка в периоды обострения;
  • язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • год после операций на брюшную полость;
  • инфекционные заболевания с высокой температурой и диареей;
  • любые злокачественные опухоли и инфекционные заболевания брюшной полости и малого таза.

Количество повторений 

Продолжение каждого цикла индивидуально и зависит от возможности задержки дыхания. Важно не перенапрягаться и не создавать одышку, равномерно загружать количеством движений мышцы живота на каждой задержке. Наш индикатор – чувство комфорта. Можно начать с двадцати раз на каждой задержке на время Удьяны. Трех таких циклов вполне достаточно для начала. Постепенно вы дойдете до 100 и больше движений живота за 1 подход, на комфортной задержке. Вы можете отдыхать между подходами, если чувствуете кислородную задолженность. Если после выполнения задержки не хватает сил сделать довыдох и спокойный вдох, а происходит резкий самопроизвольный вдох, то время задержки нужно уменьшить. На первых этапах освоения можно делать больше подходов с меньшим количеством повторений и плавно углублять амплитуды движения.  

Практикующие в прошлом бережно передавали и практиковали эти знания от сердца к сердцу. 

कमबुषिक् ममदुं गोप्ुं घिशोिनकारकम् । पिचचत्रगतुणसन्धायय िूज्यते योमगितुङ्गिमै: ।२३।

karmaṣaṭkamidaṁ gōpyaṁ ghaṭaśōdhanakārakam | vicitraguṇasandhāyi pūjyatē yōgipuṅgavaiḥ ||23|| 

При правильном качественном, системном исполнении практика дает значительное повышение энергии, поэтому практиковать ее нужно вкупе с добросовестным выполнением первых двух ступеней ямы и ниямы. Приносящие разнообразные удивительные результаты шаткармы находятся в большом почете у великих йогинов.

Автор: Каруна Рам – создатель собственного метода Атмарама-Йога, практик с 29-летним опытом регулярной практики, на протяжении 15 лет перенимал опыт в Индии, более 15 лет преподает йогу на Бали, в Индии, Таиланде и России.

Фото: личный архив автора

Каруна Рам примет участие в 21-й зимней Конференции Йога Журнала 16-17 декабря, которая будет посвящена теме: «Дух или материя, куда приводит йога?»

Регистрируйтесь уже сейчас и готовьтесь погрузиться в мир духовного и материального роста вместе с Йога Журналомhttps://yjconf.ru/