Иду на контакт: танец как мистическое действо

Иду на контакт: танец как мистическое действо

Контактная импровизация, или «контакт», – особый танцевальный стиль, в котором простые, естественные движения в сочетании с эмоциональными переживаниями партнеров превращают обычное двухчасовое занятие в чудесное мистическое действо.

Никаких запретов

Для того чтобы танцевать «контакт» правильно, красиво и с удовольствием, не требуется никаких особых физических данных или специальных навыков. Нет здесь и утомительных тренировок или заученных па.

Танцоры не знают заранее, куда приведет их движение. Перенося вес на разные части тела, подчиняясь инерции, балансируя и отказываясь от намерений и установок, они учатся расслабляться и освобождаются от мышечного напряжения. Здесь уже ничто не препятствует естественному ходу вещей, и самое немыслимое сплетение тел оказывается приемлемым и комфортным.

Перед балом

В самом начале занятия учитель предлагает подготовиться к танцу и выполнить несколько упражнений, больше похожих на веселую игру. Они помогают будущим танцорам почувствовать свое тело, преодолеть страх касания, учат концентрации, а также доверию к себе и партнеру. Это могут быть несложные асаны или отдельные элементы танца. Ученики пробуют скользить по полу и перекатываться, а также ищут другие нетрадиционные способы перемещения тела в пространстве.

Встречная полоса

Парная работа, или «встреча», начинается в тот момент, когда тело и ум уже достаточно расслаблены, могут подчиниться естественному импульсу и начать танец, превращая этот процесс еще в один метод само­познания.

Здесь два человека двигаются вместе, прислушиваясь друг к другу и создавая тем самым спонтанный невербальный диалог. Их внимание полностью сконцентрировано на тончайших кинестетических ощущениях. Танцующие импровизируют, общаясь на языке прикосновений. Они вращаются, взлетают, прыгают друг на друга, используют любые части тела для поддержки партнера – и делают все это легко, непринужденно и бережно.

Важно не пытаться интерпретировать или анализировать то, что происходит в танце, или думать о том, как это выглядит со стороны. Главное отпустить себя, предоставляя чуду возможность случиться.

Продолжение следует

В класс контактной импровизации приходят, чтобы усилить коммуникативные способности, осознать безграничные возможности собственного тела, а также развить гибкость и координацию движений. Танец помогает раскрепоститься «зажатым» людям, а гиперконтактных учит серьезно относиться к своим и чужим границам.

Сначала ученики осваивают простые элементы, постепенно переходя ко все более сложному взаимодействию. Занятия часто называют «джемами». Сюда можно прийти с любым уровнем подготовки, независимо от того, занимались вы раньше танцами или нет. Кроме того, проводятся семинары разной сложности. Они могут быть посвящены какому-то определенному аспекту, например вращению, поддержке или перевернутым положениям. В отличие от «джемов», сюда не стоит приходить, не имея опыта. Новичкам обычно рекомендуют посетить серию уроков под названием «Базовый курс».

Как это было

Идея контактной импровизации принадлежит американскому хо­рео­гра­фу Стиву Пэкстону. В январе 1972 года на конференции Гранд Юнион в Оберлин Колледже он показал работу, где двенадцать танцоров, в течение 10 минут непрерывно двигались, демонстрируя свои находки в импровизационном танце.

В июне того же года Стив собрал пятнадцать профессиональных танцоров, для того чтобы исследовать принципы и возможности коммуникации в движении, которые впоследствии были включены в новый стиль.

«Я не считаю, что открыл что-то принципиально новое, – пишет Стив Пэкстон. – Контактная импровизация включает в себя давно известные способы взаимодействия, такие как объятие, элементы танца и восточных единоборств. Партнеры остаются в физическом контакте, постоянно поддерживая друг друга. Они не стремятся достичь результата. Скорее их цель – слиться с постоянно изменяющейся реальностью и почувствовать движение энергии».

Очень скоро Стив и его друзья обнаружили, что выполнять скольжение, сложные прыжки и под­держ­ки можно, не используя физическую силу. В основе необыкновенно зрелищных акробатических этюдов лежали простые и естественные движения, которые были продиктованы внутренними ощущениями, а не стремлением к красивой форме. Причем заученные и отработанные за годы выступлений танцевальные па только мешали группе Стива полностью отдаться потоку. Они хотели раствориться в настоящем моменте, не теряя при этом осознанности, несмотря на непрерывное изменение внешних условий. Контактная импровизация – нечто большее, чем виртуозное владение телом. Это работа с сознанием, воображением и внутренней энергией.

Один из первых методов, изобретенных Стивом Пэкстоном, – так называемый «Тихий танец», в котором человек полностью расслабляет все мышцы, причем делает это стоя.

«Казалось бы, ничего не происходит. Но то, что внимание «танцора» максимально сконцентрировано, заметно даже со стороны. Он наблюдает, учится видеть себя изнутри и дышать не только ртом или носом, но и каждой клеточкой своего тела».

Испытано на себе

В контактной импровизации легко достигается состояние «прочувствованного удовольствия».

Мы концентрируемся не столько на своих ощущениях или ощущениях партнера, сколько на точке нашего взаимодействия. Именно в этом случае движения становятся естественными и плавными, и мы начинаем двигаться в пространстве, подчиняясь внутреннему импульсу.

Как и в традиционном танце, в контактной импровизации один из партнеров обычно является ведущим. Он становится «путеводной звездой» и увлекает за собой. Но только ответная реакция – толчок, давление, приглашение – делает возможным бессловесный диалог. И танец превращается в поток, перетекая от одного партнера к другому, замирая, получая новый импульс, становится медитацией.

При всей своей спонтанности движения в контактной импровизации обычно обусловлены какой-либо задачей или образом, которые формулирует преподаватель. Это могут быть скольжение, перекатывание, давление.

На «контакте» люди мгновенно оказываются в особом микроклимате. Это атмосфера открытости и искренности, которая не всегда доступна нам в обычной жизни. Здесь мы вновь обретаем гармонию и открываем миру свое сердце.

Как правило, те, кто приходит на «контакт», уже имеют опыт работы с телом. Например, занимаются йогой, цигун или танцами. Здесь они наслаждаются свободой и простотой общения, безопасностью и безграничностью пространства, стремятся вновь почувствовать себя детьми, радуясь ощущению полета и парения.

Кстати, на занятия часто приходят семьями. Для детей «контакт» прост и ясен. А их родители могут сказать друг другу то, на что в обычной жизни обычно не хватает времени. Учась импровизации, люди делают свою жизнь ярче и богаче, открывают в себе и в других целые пласты ранее невидимого.

Занятие завершается релаксацией на подушках и чайной церемонией. Это минуты отдыха и общения, уже вербального. При желании можно рассказать о своем опыте, поделиться радостью, спросить совета.

Сюда хочется приходить снова и снова – за новым танцем, открытиями, впечатлениями, за новым «я», творчеством и общением с яркими и близкими людьми...