Осознанность – простой способ справиться с болью во время практики йоги

Осознанность – простой способ справиться с болью во время практики йоги

Практикуя асаны, мы нередко сталкиваемся с ощущением физического дискомфорта или даже боли. Они могут быть вызваны рядом причин: относительно длительная фиксация силовой позы, работа на развитие гибкости, некорректный вход или выход из асаны и так далее. Как только наш ум улавливает неприятные ощущения, поступающие к нему от органов чувств, у нас возникает целая палитра мыслей: «У меня недостаточно сильные руки, и я физически НЕ МОГУ сделать бакасану», «И зачем инструктор нам это дает? Ему-то легко, вон какой сильный, а я?!», «У меня уже мышцы на ногах дрожат от напряжения!», «Интересно, а сколько еще осталось до конца практики?». И знаете что? Такие мысли нормальны и естественны. Также естественны, как рябь на воде, когда дует ветер.

При этом, если я говорю, что болевые ощущения и наши мысли о них нормальны, это вовсе не значит, что они желательны и с ними ничего невозможно сделать. Что касается телесного аспекта, все довольно просто: регулярная практика позволяет телу адаптироваться к нагрузкам, и самое сложное здесь, по меткому выражению Б.К.С. Айенгара, – это «расстелить коврик». Однако зачастую гораздо больше дискомфорта нам приносят не сами телесные ощущения, но наши мысли и суждениях о них. Эти мысли не только снижают уровень концентрации на выполнении асан, что увеличает травмоопасность, но и уводят нас в сторону от йоги как таковой, йоги как «читти-вритти-ниродхах», то есть состояния непорождения колебаний ума. Как же быть? Как во время практики асан достичь большего спокойствия ума?

В этом нам может помочь один из принципов, которым учил еще Гаутама Будда, – использовать сам вредящий фактор в качестве противоядия. Обычно наше внимание фокусируется на самом сильном аспекте того, что мы воспринимаем: физической боли, страхе быть хуже других и тому подобное. При этом наш ум крутится в одном из двух направлений: мы или пытаемся сбежать от них, или терпим поражение, полностью погрузившись в нахлынувшие мысли и чувства. Иными словами, наше переживание предстает перед нами или как враг, или как хозяин. Но есть и иной, срединный путь, который поможет избежать двух крайностей. Вместо того, чтобы пытаться не допустить того, что нас отвлекает или, наоборот, уступить, мы можем приветствовать свои мысли и чувства как старых добрых друзей: «Эй, страх, привет! Привет, боль! Как поживаете? Может вам задержаться подольше, чтобы мы могли узнать друг друга?». «Эту практику мирного восприятия мыслей, эмоций и ощущений обычно называют внимательностью или памятованием (англ. mindfulness), что является приблизительным переводом тибетского термина дренпа: «замечать», «осознавать» «помнить» (Йонге Мингьюр Ринпоче, «Радостная мудрость»).

Таким образом, отвлекаясь от мыслей о боли, мы направляем внимание на саму боль! И в этот момент происходит маленькое чудо. Сосредоточенность на неприятных ощущениях в союзе с медленным дыханием делают наше переживание куда менее интенсивным и неприятным. Так боль становится противоядием от самой себя.


Юлия Мамаева, востоковед, преподаватель Шивананда-йоги, автор «Жизнь в стиле йоги» https://www.facebook.com/inyogalifestyle


Фото: dragonyoga/instagram.com