Йогатерапия при эндометриозе

Эндометриоз – довольно распространенное гинекологическое заболевание, оно имеет хроническое течение и требует постоянного внимания и лечения. Если говорить научным языком, эндометриоз – процесс, при котором за пределами матки происходит доброкачественное разрастание ткани, по морфологическим и функциональным свойствам похожей на эндометрий (внутреннюю оболочку матки), то есть эндометрий появляется там, где его быть не должно. Кроме того, он отличается от здорового, что тоже очень важно. Чаще всего заболевание протекает с болезненными проявлениями, самые неприятные симптомы – это сильные боли, связанные с менструальным циклом, и бесплодие.

Эндометриоз может быть в самой матке, прорастая в ее слои, и тогда он называется внутренним (аденомиоз), или обнаруживается в других местах, чаще в брюшной полости, и тогда это наружный эндометриоз. К эндометриозу принято относиться как к опухолевому процессу, хотя это не опухоль как таковая. Но есть некоторые общие черты, которые делают его похожим на опухоль, и нам надо это знать, занимаясь йогой. Самое главное сходство – это способность метастазировать, попадать в места, не свойственные эндометриоидной ткани, возможно с током крови или механическим путем, так же, как это бывает у опухолевых клеток. Также установлено, что эндометрий прорастает в подлежащие ткани, то есть происходит «инвазивный рост». Все это делает эндометриоз похожим на опухолевый процесс. И поэтому самое главное правило – не способствовать распространению эндометриоза.

Сразу скажу, что методами йоги эндометриоз не лечится, и это можно обьяснить. Эндометриоз – гормонально зависимое заболевание. Нездоровая эндометриоидная ткань отвечает на гормональные изменения в ходе менструального цикла, обуславливая болезненные симптомы, поэтому основной способ лечения – это заблокировать ежемесячные гормональные влияния, которые особенно сильны в период овуляции. То есть блокировать овуляцию и менструальный цикл. Конечно, некоторые практики йоги подразумевают прекращение менструальных выделений, но это глубокая, длительная, осознанная практика людей, которые пришли к этому в течение длительного времени и совсем не для того, чтобы вылечить эндометриоз. Поэтому о таких практиках мы здесь не расскажем.

Для нас важнее знать, что в результате занятий йогой можно значительно улучшить свое состояние, если эндометриоз протекает тяжело, сопровождается болевым синдромом и бесплодием, и не навредить себе, не способствовать распространению процесса. Заболевание протекает по-разному, кроме того, кто-то хочет родить ребенка, а кому то это неважно, и поэтому практика йоги при эндометриозе должна быть индивидуальной. Если вы занимались раньше, придерживайтесь принципов, которые изложены ниже и технически не обедняйте свою практику. Если есть тяжелый болевой синдром, бесплодие, вы планируете беременность, не отказывайтесь от предложенного лечения – возможно, это оперативное лечение или гормональная терапия – йогатерапия не будет основным методом лечения, но поможет вам в реабилитации, усилит эффект лечения, повысит ваши шансы на выздоровление. При легком течении заболевания и грамотно построенной практике, наоборот, симптомы могут полностью исчезнуть.

Эндометриоз также можно лечить методами Аюрведы, правильно подобранной диетой, изменением образа жизни, но такое лечение назначается индивидуально. В этом случае йогатерапия будет иметь большое значение.

Основные принципы построения практики при эндометриозе:

  1. Противопоказаны все практики, которые усиливают кровообращение и оказывают прямое механическое воздействие на органы брюшной полости и малого таза (помним, что эндометриоз по своему течению напоминает опухолевый процесс!) Противопоказаны уддияна бандха и брюшные манипуляции, активные дыхательные техники – бхастрика, капалабхати, такие асаны, как Маюрасана.
  2. Больше внимание уделяем улучшению центральной регуляции, это поможет улучшить функцию яичников и других желез внутренней секреции. Это в основном перевернутые асаны и асаны из положения сидя. Например, Сарвангасана (или облегченные варианты с опорой на стену), Джану-ширшасана, Баддха конасана и ее вариации. Здесь важную роль играет совокупность ощущений, исходящих от опорно-двигательного аппарата, мышц и связок области таза. Эти ощущения играют важную роль в нервной трофике внутренних органов. Если стимуляция усиливается (в результате выполнения асан), то это сказывается на функциональном состоянии органов малого таза, а также, по принципу обратной связи, воздействует на центральные регулирующие структуры – гипоталамус и гипофиз. Кроме Баддха конасаны и её вариации – полезны все асаны, интенсивно задействующие область промежности и тазобедренных суставов – например, Падмасана, Гомукхасана, Вирабхадрасана.
  3. Отдаем предпочтение техникам, которые улучшают общее состояние, настроение, помогают снизить интенсивность болевого синдрома, а также уравновешивают симпатическое и парасимпатическое влияние нервной системы. Например, анулома-вилома пранаяма. Здесь имеется ввиду «лестничное» или порционное дыхание; в данном случае актуален вариант, когда мы делаем полный вдох и порционный выдох с кратковременными задержками дыхания. Нам важно, что в этом случае тормозящий, успокаивающий эффект со стороны центральных регулирующих структур будет выражен сильнее. Уджайи на вдохе: техника выполнения уджайи предполагает, что за счет создания отрицательного давления в грудной полости улучшается венозный отток, в частности, от органов малого таза – это очень важно при эндометриозе.
  4. Способствуем предотвращению венозного застоя в малом тазу, так как он поддерживает болезненные ощущения (уджайи на вдохе, перевернутые положения, легкие скрутки в перевернутом положении, например, халасана со скруткой).
  5. Положительное влияние на гормональную регуляцию могут оказать крии, очистительные техники йоги. Полезно освоить сутра и джала нети. Они являются также необходимой подготовкой к дыхательным техникам. Восстановление носового дыхания, интенсивное воздействие на слизистую носоглотки, очень важно в данном случае, так как будет способствовать улучшению психо-эмоционального состояния и улучшит гипоталамо-гипофизарную регуляцию. Механизм такого воздействия обсуждается, считается, что существует рефлекторная связь между слизистой носоглотки и ЦНС.

Занятие можно построить например так:

  1. После небольшой разминки – Сурья Намаскар в традиции Шивананда-йоги.
  2. Асаны стоя, например, Ардха Мукха Шванасана, варианты Вирабхадрасаны, Прасарита падоттанасаны, Ардха Чандрасана, которую можно выполнять с опорой на стену и на опорный блок.
  3. Асаны сидя: Пасчимоттанасана, Джану ширшасана, цикл Баддха конасаны и Упавиштха конасаны в различных вариациях.
  4. Асаны лежа на спине: например, Супта падангуштхасана, легкие скрутки лежа, поза полумоста, Випарита карани мудра. И далее – различные варианты перевернутых асан, которые включают элементы релаксации, например:

  • Сарвангасана, возможно с опорой на стену, скрутки в области таза в Саламба сарвангасане;
  • Халасана (может выполняться с опорой на стул или на стену), скрутки в Халасане. Находясь в Халасане (возможно с опорой) сдвигайте ноги за головой сначала вправо на 4-5 дыхательных циклов, затем влево).
  • Untitled1.png
  • Положение ноги на стене, возможно с валиком под крестцом.
  • Супта баддха конасана.
  • Шавасана не менее 10 минут.
  • Untitled2.png

Марина Круглова – йогатерапевт, акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук.

Фото: istockphoto.com