А теперь... обучение йоге или как начать духовный путь

А теперь... обучение йоге или как начать духовный путь

Сейчас первые недели нового года. Много новых лиц на занятиях в йога-студии. Поэтому хотел поделиться именно этим.

Знаете, как звучит самый первый стих (сутра) Йога-сутр Патанджали, одного из авторитетнейших первоисточников йоги? Так же, как и название этой статьи:

«1.1 А ТЕПЕРЬ… обучение йоге».

Вроде бы все просто. Как если бы в учебнике истории 9 класса в самом начале было написано «Это учебник истории России для 9 класса».

На самом деле, не так. Все намного глубже. Эта сутра о нашем пути к йоге, о том, как мы к ней приходим, и в какой момент йога раскрывается для каждого из нас.

Хорошо помню свое первое занятие йогой, а также первый раз, когда Йога-сутры попали мне в руки. Не помню точно год, но ощущения от первого занятия запомнил очень хорошо.

2006 или 2007 год. Хорошая знакомая предложила сходить с ней на занятие йогой. Даже не помню, было ли тогда слово «йога» в моем словарном запасе. Просторный зал, преподаватель, большое количество очень гибких девушек и я.

Сказать, что было тяжело, было бы неправдой … Было очень тяжело. К тому времени за годы учебы и работы уже начал набирать вес, и полуторачасовое занятие виньясой далось с большим трудом. Помню полное разочарование после занятия. Ограниченность ума и решительное «йога — это не для парней. Кто вообще придумал этот вид спорта?»

Во время того первого знакомства с йогой части «а теперь» не случилось. То же самое произошло и при первом знакомстве с одним из первоисточников йоги.

Первый раз Йога-сутры попали мне в руки в 2011 году. С родным братом и близкими друзьями мы ходили в поход по Крыму. Брат всю дорогу просидел в стороне от всех, читая «Сердце йоги» Т. К. В. Дешикачара (перевод Йога-сутр там даётся в конце). Он был так поглощён книгой, что я попросил дать ее мне полистать. Помню, как я смотрел на фотографии Кришнамачарьи и его наставников, и мне все это казалось далеким и не имеющим никакого отношения ко мне миром. Книгу так и отложил, а части «а теперь» не случилось и тогда.

В Индии есть такое выражение: «Когда ученик готов, учитель приходит». Сейчас, спустя годы для меня это выражение значит, что человек прошёл достаточный жизненный путь для того, чтобы священные писания йоги (как и любые другие учения) для него могли начать раскрываться, а его ум уже готов для их принятия.

Если вы пришли на свое первое занятие йогой, не значит, что вы к ней готовы. Важно то, что случится после занятия.

Интересно, что Шри Паттабхи Джойс, один из учителей, подаривших нам современную аштанга-йогу, говорил, что йога приходит к человеку, только если он практиковал ее в своей прошлой жизни. Тогда человек притягивается к ней словно магнитом. Джойс мог посмотреть на ученика и сказать: «Ты. Йога. Уже много-много жизней».

Для меня магнит не сработал ни на самом первом занятии в йога-студии, ни в 2011 году, когда я первый раз в жизни держал Йога-сутры в своих руках. Ум был не готов. Тело еще не дало сигнал, что в жизни надо что-то кардинально менять. Он все ещё был полностью сконцентрирован на карьере, костюмах, ресторанах, ночной жизни Москвы и поездках на выходные в Европу.

Прошло несколько лет. Уже год или два я периодически занимался хатха-йогой, но большого интереса к первоисточникам йоги не проявлял. Помню, что в 2014 году по какой-то причине взял именно «Сердце йоги» на уединенный ретрит с шаманами в Священной долине в Перу. Одной из практик была практика молчания на протяжении всего ретрита (в йоге она называется «мауной»), и нам разрешалось читать какую-то одну книгу по саморазвитию. Поэтому на протяжении ретрита прочитал «Сердце йоги» и Йога-сутры от начало до конца несколько раз.

Признаюсь, какого-то относительно глубокого понимания Йога-сутр даже после многократного их прочтения не возникло. Но йога стала затягивать все больше и больше. По приезде начал внимательно слушать учителей, которые посвятили йоге десятилетия жизни, погружаться в комментарии. На полке стали выстраиваться книги по философии йоги. Не одна, не две, а десятки.

И в один из дней меня сильно зацепил совет, который я услышал от Стефани Снайдер, преподавателя йоги из Сан-Франциско. Она рассказывала, что каждое утро открывает Йога-сутры Патанджали, Бхагавадгиту или Упанишады, выбирает какую-то одну сутру или стих и старается их понять и прожить в течение всего дня. После этого начал делать также, но одного дня не хватало. Одну сутру мог обдумывать и проживать в течение целой недели.

С регулярными занятиями, с более интенсивным погружением в первоисточники начало приходить понимание, что буду именно служить йоге как чему-то свящённому и людям через йогу.

И именно в этот момент Йога-сутры и Бхагавадгита начали раскрываться через голос внутри, а мысли потоком выливаться на бумагу. Занятия йогой стали более осознанными, и большую часть времени начала занимать самостоятельная практика. Настоящее «А теперь, обучение йоге» начало потихоньку приходить в мою жизнь.

Поэтому всем, кто столкнулся с йогой на своем пути, в новом году я хотел бы искренне пожелать реализации именно этой сутры Йога-сутр Патанджали:

«1.1 А ТЕПЕРЬ… обучение йоге».

И надо быть готовым к тому, что это займет время. И скорее всего, большое количество времени.