Боль в пояснице: йога лечит или калечит?

Боль в пояснице: йога лечит или калечит?

Боль в пояснице преследовала меня с детства. Именно из-за нее я не любила физкультуру в ее советском варианте и походы в музеи — после долго стояния у картин поясница начинала предательски ныть. И вот — о чудо! — в моей жизни появилась Йога! Она принесла быстрое и ощутимое облегчение и вдохновение двигаться дальше к вершинам Йогического мастерства. Моя природная гибкость позволяла мне делать быстрый и значительный прогресс и появилась мысль поехать в Индию и пройти сертификационный инструкторский курс. После возвращения я чувствовала необыкновенный подъем — я занимаюсь любимым делом, несу благо людям, скучная офисная работа ушла в далекое прошлое. Я без устали проводила по 4-5 занятий в день, восприятие жизни наполнилось преимущественно розовыми тонами и вдруг... боли в спине вернулись с удвоенной силой.

В начале я отказывалась их замечать и признавать, но они все нарастали, словно хотели все-таки обиженно привлечь мое внимание. И в это непростой для меня момент произошла судьбоносная для меня и моей поясницы встреча. Yoga Journal пригласили меня переводить серию мастер классов голландского Йога и Йогатерапевта Херта Ван Льюэна. Когда я впервые на его занятие легла поясницей на специально разработанный валик, я поняла, что Рай для позвоночника существует и с этой минуты вера в метод ни на секунду не покидала меня.

Сначала эта вера была интуитивной, но постепенно по мере обучения на Йогатерапевтическом курсе Ван Льюэна багаж знаний и личная практика еще раз подтвердили истинность методики. Я поняла, почему Йога сначала привела к улучшению состояния спины, но в последствие, как казалось, только усугубила проблему. Ответ на насущный для многих вопрос «так все-таки Йога лечит или калечит?» не так прост, он вовлекает рассмотрение множества аспектов: и технических и, может быть даже в первую очередь, психологических. Я очень благодарна, что Херт на своих занятиях уделял и уделяет огромное внимание психологии, раскрывая суть телесных проблем. Работая с собой, своими учениками и коллегами по методу Терапии Критического Выравнивания, я осознала, что в Йогу мы приносим не только свои неправильные двигательные привычки, но свои психологические программы и установки из повседневной жизни, и зачастую эти двигательные и поведенческие предпочтения тесно взаимосвязаны.

В моем случае желание быть лучшей и скрывать свои недостатки, проявило себя в неправильном двигательном паттерне, когда ребра выносились вперед, чтобы скрыть уже приобретенный гипертрофированный кифоз. Подобное положение ребер выводит позвоночник из правильного выравнивания, превнося усиленный прогиб и соответсвенно напряжение в верхнюю часть поясницы, тогда как нижняя часть поясницы уплощается, что дестабилизирует позвонки L4, L5.

В подобной ситуации Йога в начале давала ощущение облегчения в пояснице, так как команда «подкрутить копчик вниз» приводила к уменьшению прогиба в верхней части поясничного отдела, но при более интенсивной и продвинутой практике, в которой сохранялся амбициозный подход, уплощение поясницы, которое и и так присутствовало в нижней части было только усугублено и поэтому боли вернулись с новой силой. Мне пришлось пересмотреть свой подход к выравниванию позвоночника, а именно сконцентрироваться на стабилизации правильного лордоза в пояснице, выполняя терапевтический комплекс на валике и на бекбендере (деревянной горке для спины) и изменить агрессивные жизненные установки, перенесенные мною на практику Йоги, чтобы через 2 года получить неожиданный результат — полное исчезновение дискомфорта в пояснице!

Эта метаморфоза и глубокие инсайты, которые ей предшествовали, служат для меня вдохновением, которым мне хочется делится. Вдохновение, которое подсказывает не относится к Йоге бездумно, а проверять все инструкции учителя и соотносить их с состоянием своего тела. Только мы сами, обдуманно подойдя к своей практике и скорректировав ее с учетом собственных особенностей анатомии и имеющихся в наличие проблем, сможем выстроить грамотную практику. Грамотную практику, которая также будет опираться на честный анализ своего психологического состояния при выполнении асан и признания ограничений в своей двигательной и психологической активности. И пусть эти признания станут первым шагом к исцелению себя, за которым следует кропотливая работа по устранению обнаруженных ограничений.