Внешний и внутренний Учитель. Тонкости взаимодействия.

Внешний и внутренний Учитель. Тонкости взаимодействия.

В процессе внутренней трансформации практически каждый из нас рано или поздно задумывается над тем, нужен ему учитель или нет. Если практика происходит в рамках какой-либо линии передачи, то тут без учителя не обойтись. Таковы традиции.

Многие школы смогли сохранить учение и мастерство только лишь благодаря беспрекословной преданности Учителю. Хорошо это или плохо, сказать сложно. Для сохранения знания — хорошо. Для развития школы и интеграции знания в современную действительность — не уверена. Очень часто преданность учителю заменяет человеку все, включая связь со своим собственным источником. В любом случае, сейчас модна другая тенденция.

Огромное количество «экспресс-просветленных» начинают вещать со сцен больших залов о том, что самый главный учитель — внутри самого человека. Что только он может быть единственным критерием истинности всего происходящего вокруг. И вот тут начинаются проблемы. Человек, который никогда ничего не практиковал и не имеет навыков исследования природы ума, начинает слушать себя. Единственное, что он может там услышать, — это свой внутренний диалог — и он начинает ему верить. Ум говорит ему «ты классный, с тобой все хорошо, ты — божественная искра». И человек верит своему уму, даже не начав исследовать свои реальные внутренние состояния. Более того, разубедить его в иллюзорности того, что происходит, практически невозможно, ведь теперь он полагается только на себя и никто ему больше не авторитет. И в том и в другом случае мы видим крайность.

В своем собственном процессе я довольно долго решала для себя этот вопрос. Достаточно продолжительное время я испытывала сильнейшую привязанность к учителю. В ней проявилось всё. И болезненные отношения с родителями, и потребность быть любимой и принимаемой хоть кем-нибудь. Все самое важное, в чем нуждалась моя неисцеленная детская часть, я получала в том, кто в один миг стал идеалом. Впрочем, идеал этот, как и положено любым идеалам, однажды был разрушен. Сейчас, спустя несколько лет, я понимаю, насколько важен процесс разочарования в том, кого мы бессознательно наделяем функциями родителей.

На Учителей проецируется все, что мы не исцелили. Все наши чаяния и ожидания, все наши подозрения, боли и страхи. Именно эти проекции в конечном итоге могут привести к тому, что разочарование становится причиной полного разрыва всяких отношений и прекращением практики. И все бы хорошо, да проблема в том, что любые отношения во внешнем мире — это лишь отношения с самими собой. И мне кажется, что именно в этом базовом принципе скрыт главный секрет. Искать в учителе маму или папу, которые всегда приласкают и вселят веру в светлое будущее — позиция инфантильного ребенка. Истинное ученичество начинается в тот момент, когда наша личность исцеляется от психологических недугов и становится достаточно зрелой, чтобы воспринимать происходящее во всем его объеме, а не фрагментарно.

Для любого исследователя встреча с живым мастером всегда считалась особым благословением. Как понять, ошибаешься или нет? Кто укажет на ловушки? Куда двигаться, если застрял и не видишь выхода?

Учитель никогда не успокаивает и не утешает. Учитель передает опыт. Внешний учитель будит учителя внутреннего. Учитель внутренний просыпается, становясь с каждым месяцем и годом все более сильным и уверенным. И в какой-то момент, для исследователя нет больше разницы между тем, кому он был предан во внешнем мире и тем, кто открылся ему внутри него самого.