Техники йоги для энергетической защиты

Техники йоги для энергетической защиты

Нас нередко втягивают в негармоничное общение. Порой люди так вовлекаются, что и сами становятся агрессорами: «обидели на копейку, а сдачи дал на рубль». Считается, что кто ответил жёстче — тот и прав, а кто за словом в карман лезет — интеллектуально слабее. Такие «неандертальские» механизмы, завязанные на работе нижних чакр, как ни странно, ежедневно срабатывают во многих офисах и коллективах организаций, занимающихся в принципе неконфликтной, интеллектуальной деятельностью. Начальники давят на подчиненных и «мотивируют» любыми методами, подчиненные конфликтуют за свои места и повышение, компании борются между собой, производители навязывают свои товары потребителям и т.п. Конфликты и даже насилие проявляются и в семье, и в школе, и в общественном транспорте. Сборщики кредитов используют те же методы, что и организованная преступность. Да и на уровне государств вспыхивают вооруженные конфликты... Даже йогам, которые традиционно абстрагируют себя от таких жестоких игр, сложно не вовлекаться.

А почему, собственно, сложно? Потому что:

  • Мы либо не знаем, либо не практикуем «Яму и Нияму». Иногда кажется, что эти кодексы правил устарели, опасны и т.п. Надо пытаться их практиковать;
  • Многие практики йоги повышают чувствительность — пранаямы и др. — но делать их все равно надо, просто балансировать их «агрессивными», если вы много контактируете в социуме, в «кислотной» среде;
  • Здоровье ослаблено, нет природной харизмы. Попытки моржевания и перехода на особые диеты часто делают неверно, и это ещё сильнее ослабляет энергоструктуры, снижает иммунитет и делает человека крайне ранимым в социуме;
  • Социальные условия (взят тяжелый кредит, дети плохо учатся, жена пилит и т.п.) не дают набрать уверенности в себе и своих силах;
  • Наработаны нерациональные шаблоны, автоматизмы, реакции на конфликты, которые не дают их разрешить. (Например, «вежливая» привычка давать задний ход в любом даже мелком конфликте — «ведь я же воспитанный человек»).

Все эти факторы ослабляют «социальную защиту» человека, его энергоструктуры и не дают жить спокойно и привольно, добиться уважения окружающих и ощутимых успехов в йоге.

Решение может идти по тем же ключевым пунктам:

  • Правила Ямы и Ниямы можно изучать до бесконечности. Глубина этих энергетических аксиом сложно поддаётся анализу. Очень полезно иногда перечитывать эти моральные установки, размышлять над ними. Читать комментарии к ним современных учителей йоги. Как можно принять эти правила сегодня, «в этой обстановке»?! Ответ каждый находит сам. Но зачастую именно способность «уступать Вселенной по мелочам» (не соврать, где вроде выгодно, и т.п.) приводит к долгосрочным положительным результатам, укреплению всех структур личности.
  • Практики йоги, которые повышают чувствительность к состоянию других людей, даже при мимолётном (а уж тем более постоянном) контакте — это, в первую очередь, пранаямы, большинство мудр и бандх, медитации. Есть миф, что медитация даёт полную отрешенность от конфликтов — это не совсем так: на продвинутом уровне — да, но где этот уровень и где мы. Поэтому надо балансировать «утончающие» практики «заземляющими», грубыми.
  • Грубые и заземляющие техники йоги — это, в первую очередь, асаны стоя (Триконасана, Вирабхадрасана, Тадасана, Уткатасана и др), силовые позы йоги (Куккутасана, Навасана (лодка), Васиштхасана, Дандасана (планка), Аштавакрасана, стойка на руках и др.), любые практики, «закачивающие» кор (пресс) и шею, Сурья-намаскар, Сурья-бхеда пранаяма, Шакти-бандхасаны, различные разминки и разогревающие техники и упражнения, Мула-бандха и Ашвини-мудра.

Если на полчаса любых медитаций и пранаям делать по часу асан, «разбаланса» и тревожности не будет, вы будете «заземлены». Очень полезно делать пранаямы и медитации помногу — на самом деле, только так и достичь успеха в йоге! — но если растёт тревожность, раздражают и ранят конфликты, снизилась уверенность в себе — надо больше «заземляться» физическими практиками.

Ослабленное здоровье надо укреплять: регулярными физическими тренировками и спортом (в том числе, но не только йогой), пребыванием на свежем воздухе, полноценным здоровым питанием. Укреплению здоровья, в числе прочих техник, помогают, например, Враджана-пранаяма и Самавета-пранаяма.

Социальные условия постепенно надо приводить к созвучности с уровнем нашей практики йоги. Методы зарабатывания денег и люди, которые входят в сильный диссонанс с нашим текущим состоянием сознания, обречены уйти из нашей жизни — рано и запланированно «по-хорошему», либо поздно и вынужденно, «когда припрёт» — уже «по-плохому» — выбор за нами. Очень важно не забывать смеяться над собой, не драматизировать житейский фарс и во всем находить ступеньки для морально-этического роста. Очень часто нас возвышает не то, что мы приобретаем и чем пользуемся, а что мы потеряли или не получили: это тоже «богатство».

Нерациональные шаблоны, автоматизмы надо постепенно находить — и уничтожать. Растворение «самскар» — автоматических реакций на болезненные раздражители (в том числе социальные конфликты) — одна из главных задач на пути йоги. Мы не можем быть целостными, пока болезненно реагируем на раздражители внутри и снаружи себя. Если какое-то воспоминание или новая информация, социальная связь повторяется и приносит боль, стресс — с этим точно надо разбираться, анализировать это и проработать. Иначе «болевое тело» (по Э. Толле) будет лишь расти, и страданий в жизни будет становиться всё больше. Ахимса — йогическое ненасилие — в том, чтобы минимизировать вред в любой ситуации, а иногда это требует жестко осадить зарвавшегося хама и т.п. Для разрешения психологических проблем совсем необязательно прибегать к помощи психолога, тем более что философия йоги шире кругозора любой современной школы психологии.

В целом, самые эффективные йогические методы разрешения внутренних противоречий:

  • самонаблюдение (отслеживание шаблонов поведения и мышления),
  • медитация (приобретение более глубокой основы, чем поверхностный ум, подверженный таким шаблонам поведения),
  • дыхательные техники (очищение авгиевых конюшен сознания и памяти самскар чистой «водой» праны),
  • уединение, ретрит молчания, короткий очистительный пост.

Приобретение правильной осанки, наработка здорового мышечного корсета и гармоничных энергоструктур.

Как мы видим, техники, которые в конечном итоге дают эмоциональную целостность и укрепление стрессоустойчивости, могут быть весьма стрессовыми и обнажать наши ранимые глубины в процессе. Так, человек во время голодания или практик продвинутых техник пранаямы, медитации, крайне раним. Но это неизбежный этап. «Заземление» поеданием мяса, алкоголем, просмотром телевизора и тяжелой атлетикой может дать лишь краткосрочные эффекты, и в конечном итоге это будет повышение уровня агрессии без увеличения силы.

Сегодня мы разобрали самые базовые антистрессовые меры. Для тех, кто помногу общается с людьми, и для руководителей, полезны и более тонкие техники социальной защиты и контратаки на всех уровнях. В том числе, такие силы приобретаются техниками для проработки Вишуддхи (горлового центра — центра речи) и Аджны (межбровного центра — центра интеллекта).

И наконец, простой тест, проверка. Если в вашей жизни есть «мелкий тиран» — человек, с которым у вас часто происходят конфликты, оставляющие ощущение опустошенности, потери энергии — в следующий раз в конфликте понаблюдайте, почувствуйте внутренне, «какой областью тела вы его (её) слушаете». Куда «бьёт» этот человек? Если кажется, что «по ушам» — смотрите дальше, глубже. Необычные, неприятные ощущения в теле укажут на цель агрессора, на область (в том числе чакру), которая у вас наиболее ослаблена, ранима. Именно эту область надо будет «подкачать» в первую очередь, в том числе делая асаны и пранаямы, воздействующие на неё.


Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге. www.hanuman.ru.