Почему так важна правильная техника в освоении стойки на руках

Почему так важна правильная техника в освоении стойки на руках

Уже не раз и не два сталкиваюсь с мнением, что правильные отстройки в стойке на руках — это не так уж прямо важно: есть «разные школы», есть «разные подходы». И часто идет сравнение — кому-то, мол, нравится часами «искать блох» в Триконасане, но нам, в мире динамики, силы и больших скоростей, просто некогда останавливаться на мелочах, которые ни на что не влияют, ведь на самом деле не так уж важно, куда там давит подушечка большого пальца ноги. Потому и разговоры про важность правильной техники в стойке на руках некоторые занимающиеся воспринимают как желание инструкторов выделиться за счет примочки вроде «наша прана самая пранистая» и «правильно учим только мы одни». Увы, все не так просто.

Триконасана — более простая поза, чем стойка на руках, и то, куда давит большой палец ноги там действительно ни на что принципиально не влияет, в глобальном масштабе всей вашей практики. А в стойке на руках ваша привычка стоять «на пятках ладоней» приведет к тому, что вы не сможете осваивать сложные переходы и балансы в дальнейшем. И это только маленький пример.

Правильная техника в стойке на руках даст вам возможность дальше развиваться в этой стойке, делать с ней что-то интересное. А с неправильной техникой вы дальше стойки не пойдете (или пойдете настолько, насколько повезет, то есть насколько позволят ваши личные физиологические особенности). 

Что такое техника? Это способ сделать что-то наиболее точным и легким путем. Представьте штангу, которую вы держите четко посередине грифа. Поднять можно. А если взять гриф где-то сбоку, то поднять будет уже не так легко и тело ваше начнет напрягаться совсем по-другому, и суставы заболят, поясница заноет. То же самое происходит с силовыми выходами (прессап) в стойку на руках. То, где во время прессап находятся ваши плечи, ваш таз и ваши ноги, является аналогом того, в каком месте вы держите вашу «штангу» и с каким положением спины, коленей и стоп ее поднимаете. 

И если в начале неправильная техника еще может прокатить, и вы лихо жмете прессап как попало и радуетесь, что все в получилось, то в будущем «привычка держать штангу криво» сорвет всю вашу карьеру, так как для прогресса нужно увеличивать вес, а если вы не там держите штангу, то ... сами понимаете. С детьми, которым все дается легче из-за удобных пропорций и маленького веса, работает тот же принцип — творившие чудеса в 8-10 лет юные воспитанники непрофессиональных тренеров начинают ломаться к половому созреванию. Вдруг у подросших и потяжелевших девочек-эквилибристок начинают болеть суставы, спины, головы... (и виной тому не «суровый спорт», а изначально поставленная неправильная техника!) Потому вспомните ролик Ники Вайпер «ой, да ладно...» в контексте этой темы с правильными отстройками. Все действительно так серьезно!

Я видела немало талантливых йогов (то есть аматоров в спортивной акробатике, самоучек, идущих интуитивным путем, а не по технике), которые делают потрясающие вещи. Но базовые элементы из спортивной акробатики, вроде переход Титтибхасана на прямых руках — Адхо Мукха Врикшасана у них не получаются, хотя и силы, и растяжки, и чувства баланса хватает. Им бы пора делать уже стойки на одной руке, или даже опускание в угол на одной — все же для этого есть, но они не могут. Почему? Потому что более сложные элементы, как блоки конструктора «лего», ставятся уже на существующую базу. И если она проблемная, «не соответствует стандартам», то нового ничего на нее не поставишь. 

Скажем, стойка на одной руке требует очень точной, просто безоговорочно точной отстройки всего того, что было задействовано и в стойке на двух руках. Опускание в угол на одной руке — результат филигранной точности в технике. Если этой техники не было все эти годы и оно как-то получалось на «ой, да ладно...», то тут вы упретесь в тупик и придется или брать недюжинной силой эту штангу в привычном для вас, но совсем неправильном месте, ломая себе спину, или переучиваться.

Представьте оригинальные детальки к чему-то, сделанные сертифицированным производителем (стойка на одной руке) и представьте что-то похожее по форме, но отштампованное в Китае по дешевке (стойки на двух руках, которым вы учились как попало). Их нельзя соединить! Чтобы механизм работал, нужны детали одного стандарта, одного производителя.

Те, кто учатся сразу правильно, имеют отличную базу, я бы сказала сертифицированную — то есть готовую принять на себя, если ученику захочется, более трудные элементы в дальнейшем. Те, кто учатся на «и так сойдет» ограничивают себя рамками одного этого элемента и все. Кривая стойка на руках заканчивается на кривой стойке на руках. Кривой прессап с пола с выходом в кривую стойку заканчивается кривой стойкой.