Связь со Вселенной: из чего мы сделаны

Связь со Вселенной: из чего мы сделаны

Любой, кто приходит в йогу, рано или поздно начинает на уровне тела понимать само значение термина «йога» (санскрит: соединение). Можно сколько угодно рассуждать про соединение разума и тела, но пока мы с собственным телом не в контакте, мы словно слепые осиротевшие котята. Последствия этой слепоты чудовищные: если мы не связаны с телом, мы не связаны с нашими чувствами, нарушены связи в отношениях с другими людьми, с окружающим миром.

Тело – многотеррабайтное хранилище данных нашего опыта, ландшафт всего многообразия событий, которые происходили и происходят в жизни. И чаще всего мы не имеем к ним доступа! Только вдумайтесь: нам даны все ответы, вся информация, она буквально вписана в наши клетки, а мы не понимаем, где искать, как извлекать данные, и, главное, что с ними делать. Но раз верно то, что все ментальные и эмоциональные переживания находят отражение в теле, верна и обратная связь: физические изменения в теле ведут к ментальными и эмоциональным изменениям. А, значит, мы можем управлять ими, направлять их, дерижировать этим великим и загадочным инструментом.

Но беда в том, что мы НЕ ЗНАЕМ, кто мы, из чего и как сделаны.

Большинство взрослых с трудом покажут, где находится диафрагма, или надпочечники, или селезенка. Что уж говорить о более высоких материях – устройстве мозга или сердца. Когда детей спрашиваешь, где находится сердце, они показывают самые причудливые и невероятные места. Кто-то убежден, что сердце справа примерно, где печень, кто-то указывает на желудок, у кого-то оно бьется в районе ключицы. На занятиях мы можем провести 10-15 минут, положив ладошки на сердце, услышав его, приняв его истинное местоположение. И это, во-первых, открывает глаза на многие вещи, во-вторых невероятно успокаивает.

Еще дети очень любят пересчитытывать части тела. Идем по порядку: что у нас одно/один? Голова – отлично, нос, рот, живот. Дальше. Чего у нас два? Два глаза, уха, руки, ноги, щеки, локтя, коленки и так далее. Мы называем части тела и показываем их на себе и друг на друге. Вопрос «чего у нас три?» провокационный: самые догадливые могут привлечь руку товарища: «У нас тут три руки!» (хохочут), кто-то может три пальца показать. Четыре – примерно по той же логике - на двоих у нас четыре руки, ноги. Пять – тут все просто, пересчитываем и называем пальцы на руках и ногах. Выясняем, что всего их 20. С детьми постарше считаем, сколько пальцев на всю группу. Домашнее задание – сколько на всю семью. Это забавно, попробуйте. Для старших и продвинутых цифры посложнее: лицо состоит из 15 костей, верх головы – из 6, низ – из 4. Каждая глазная впадина из 7. Тему можно развивать в зависимости от возраста и заинтересованности ребенка.

Еще из «фокусов», которые нравятся детям. Пробуем переплести пальцы рук. Легкотня! Кто ж этого не может. А теперь… ног. Вот это занятие может захватить и до конца урока. Пальцы ног не хотят слушаться, включать те мышцы, которые обычно мы и не думаем задействовать, скользят, расцепляются.

С ногами вообще можно делать массу всего интересного. Знали ли вы, что длина стопы любого человека равна расстоянию от запястья до локтя, если поставить стопу на внутреннюю сторону руки? На глаз кажется маловероятным. Все спешат удостовериться. А ведь и правда.

Хитовая тема – пересчитать друг другу позвонки. Каких только результатов ни приходится слышать. Про позвоночник мы говорим очень много. И вот почему это важно. Позвоночник – первое, что формируется в утробе, с него мы начинаемся.

Позвоночник располагается в центре, является каркасом как для переда, так и для спины. Спереди он смотрит внутрь, сзади – на весь мир. Это ключевая структура, магистраль, основа, якорь, который в буквальном смысле слова держит все остальное тело. Для 99% людей, с которыми мне приходилось заниматься, (разве что кроме японцев) научиться держать ровным, вытягивать, отстраивать позвоночник – сверхзадача, требующая огромного напряжения всех сил. Но если вам удалось обнаружить позвоночник, установить с ним контакт, услышать его, прочувствовать каждый позвонок, каждый диск, вы измените свою вселенную. И свою историю. Вы освободитесь от таких драконов, о существовании которых догадывались, но предпочитали ничего не знать. Привыкните держать спину ровной, и вам не грозят ни грыжи, ни радикулиты, ни болезни легких и желудочно-кишечного тракта. При чем тут позвоночник, спросите вы. Посмотрите на расположение диафрагмы (лучше в 3D изображениях). Это та самая мышца, которую мы так мало знаем и которая на 75% отвечает за процесс дыхания. С детьми мы, конечно, не уходим в подробную анатомию. Но есть одно простое и очень наглядное упражнение, которое я прошу всех выполнить в начале. Расслабьте и бросьте спину, дайте ей скруглиться. Так большинство людей сидит за едой, перед телевизором, в машине. Не меняя положение, попробуйте сделать глубокий вдох. Воздух словно застревает, не проходит, дети мне даже говорят, есть ощущение, что давишься. А теперь попробуйте максимально вытянуть позвоночник, расправить плечи, раскрыть легкие, грудную клетку и сделать глубокий вдох. Ого, сколько помещается воздуха! Да, он легко входит и наполняет все тело. Больше детям не приходится объяснять, почему мы выпрямляем-выпрямляем-выпрямляем спину всю дорогу.

Очень бурную реакцию у детей вызывает тема костей. Почему-то человеку в принципе не особо свойственно задумываться о костях, пока с ними не случается что-то неприятное. А переломы у детей – дело нередкое. Когда моя дочь сломала руку, потом другую руку, а потом ногу – все это произошло в один год – ей было девять лет. Все случаи она четко знала: это не ушиб, это перелом. Все время, что я везла ее в травмпункт, мы ждали в очереди, а потом результатов снимков, я ей говорила: «Подожди переживать. Может, просто сильный ушиб, вдруг, обойдется». Но ответ был однозначный: «Я могу отличить ушиб от перелома. Без рентгена».

Возможно, именно в силу этого опыта – своего или братьев-сестер – кости – эдакая страшилка, кстати, не только детская, но и взрослая. Изображения черепа, скелета всегда вызывают мрачные и совсем не жизнеутверждающие ассоциации. Что с этим можно сделать? Конечно же, познакомиться с костями поближе. Они скрыты от глаз, и как все тайное, вызывают особый детский интерес. В некоторых центрах, где мне доводилось работать с детьми, в зале обнаруживался макет скелета человека. Эта страшная, а потому страшно притягательная штука могла бы сорвать занятие, если не обратить эту энергию в конструктив. Но макет скелета есть не всегда, не везде, и вряд ли найдется у вас дома. Поэтому гуглим яркие не слишком испещренные латинскими названиями картинки, распечатываем и закупаем… макароны. Спагетти и фигурные, все пригодятся. Берем бумагу – в идеале черную, так особенно будет похоже на рентгеновский снимок, и выкладываем на ней скелет человека в таких деталях и подробностях, в каких только возможно – позвоночник, руки, ноги, суставы, череп. Если сделать серию таких картинок, то скелет можно заставить шевелиться, дергаться, плясать и так далее. Это один из способов превратить страшилку в игру, но вы, конечно же, можете изобрести собственные. Макароны хороши еще и тем, что на пенне, например, можно очень наглядно продемонстрировать природу костей. Они прочные, трубчатые и гибкие! Да, кости гнутся, ведь они состоят из кальция и коллагена. И именно это сочетание делает их такими сильными. К слову сказать, кальций – шестой по степени распространенности элемент на Земле. И тут мы подходим к самому интересному.

Наиболее распространенный элемент в теле человека – водород. Целых 62%. Из него же на 73% от массы сделано солнце. На кислород и азот в человеческом организме приходится соответственно по 26 и 1,5%. А это составляющие воздуха. Углерод еще 10%. Остальные элементы все из земли, это минералы и металлы – 1%. Таким образом, мы сделаны в основном из воздуха и солнца, с небольшим добавлением земли.

Такой образ мышления дает нам связь с собой – все эти и другие открытия важно совершить не только умом, как вы уже убедились, но и телом. Более того. Он дает нам связь с окружающим миром, с вселенной. А это еще одно соединение – внутреннего и внешнего.

Намастэ