Таттва Шуддхи – особый йогический ритуал

Таттва Шуддхи – особый йогический ритуал

Свами Сатьянанда, один из отцов-основателей Сатьянанда-йоги и лидеров Бихарской школы йоги, написал целую книгу про Таттва Шуддхи. Книга эта, впрочем, тонюсенькая (страниц 100) и написана очень простым и доступным языком. Видимо, Мастер одновременно понимал и важность этой практики — и необходимость донести её нам, в большинстве своём новичкам в таинственном мире Тантры и традиционной индийской Йоги.

Сатьянанда считал, что есть взаимосвязь между энергией и сознанием. Современной западной наукой эта связь почти не прослеживается, но в йоге считается, что она есть. На этом постулате основаны многие практики Йоги и Тантры (из которой йога выделилась) — и в очень большой степени ритуал-медитация Таттва Шуддхи. Эта техника позволяет как бы сконденсировать элемент сознания в энергию, а затем и в материю. Кажется, алхимия какая-то... Но, говоря другими словами, желание мы превращаем в энергию/силу/волю — а волю — в поступки и события, а также в приходящие к нам с такими поступками предметы. Логично, не правда ли? При этом, такая «алхимическая» система йоги рассчитана на использование только в русле углубления практики йоги и медитации, и приносит хорошие плоды лишь когда у ритуала нет корыстных целей.

Йоги стремятся взять ум под контроль и очистить его, а также устранить мешающие идеальному здоровью физиологические, телесные проблемы. Все это вместе дает успех в йоге и медитации, а также — в перспективе — достижение удивительных способностей: раскрытие полного человеческого потенциала. Коротко говоря, йогическая «алхимия» может материализовать бескорыстные желания: в первую очередь — успех в самопознании.

Возможно, именно такой, «магический» черный вход в йогу желателен для многих. Ведь, для большинства людей красивые слова о результатах практики йоги и Самадхи, которыми пестрят такие трактаты, как «Йога-Сутры» или «Хатха Йога Прадипика», стаются голой теорией, за рамками личного опыта! Йогу в наши дни практикуют уже, кажется, чуть ли не во всех странах мира, а уж в Европе и США — просто массово. Россия и постсоветское пространство (Украина и другие страны) тоже достигли немалого, и подарили миру далеко не одного чемпиона йога-спорта и сотни талантливых преподавателей — не говоря уже о сотнях тысяч, если не миллионах, практикующих. Но полной йоговской реализации достигают единицы.

Что мешает нам — и западным коллегам — достичь успеха в йоге кратчайшими путями? Знания йоги в наши дни — не секрет, и широко доступны. Учителей, Мастеров, Гуру — хоть отбавляй, в том числе в Москву приезжают. Здоровья и гибкости тоже у многих хватает: на три йоги, кажется, хватит, не то что на одну. И все-таки... То в практике асан застой, то в пранаямах откат, то в медитации провал, а потом ещё (периодически) разочарование в Гуру-джи: вообще, всё время как будто что-то мешает работать с полной отдачей — и достигать, а не только лишь практиковать и стремиться... Как бы ни рисовали нам идеалы красивого тела и удовольствия от самой практики глянцевые журналы и гламурные видеоролики, работа на коврике идёт не ради самой работы. И не должна продолжаться всю жизнь. Об этом, кстати, тоже прямым текстом сказано и в «Сутрах», и в «Прадипике».

Путей и практик в йоге много. Кому-то ближе Хатха, другим — Бхакти-, Карма-, Джяна-йога. Нет ничего обязательного, как нет и одной универсальной техники, которая на 100% работает для всех.. Но Свами Сатьянанда считал, и не без оснований, что ключом к началу успешного периода в практике многих может стать Таттва Шуддхи-садхана («садхана» значит «практика», или «ритуал»). Он тажке подчеркивал, что полного успеха в излечении с помощью методов йогатерапии можно добиться только лишь сделать Таттва-Шуддхи. Кроме того, сатьянанда утверждал, что именно Таттва Шудши — необходимое связующее звено между грубыми практиками (Шаткармы, асаны, начальные пранаямы) и тончайшими — Раджа-йогой, Джняна-йогой, Кундалини-садханой, и практиками Тантры (в которых С.Сатьянанда был Гуру). Без выравнивания скрытых энергий, которые даёт в том числе Таттва Шуддхи (или же близость просветленного Гуру! — большая редкость), мощнейшие практики могут повредить рассудок, считал Сатьянанда.

Так что же, эта медитация — незамеченный в пыли «драгоценный камень» практики йоги? Ключ, который открывает результаты йоги и йогатерапии? Это, по крайней мере, стоит проверить.

Что же представляет собой сама практика Таттва Шуддхи?

  1. Это техника не для «чайников» в йоге. Сначала надо хотя бы несколько месяцев практиковать, регулярно, асаны, пранаямы и медитации. И уже до какой-то степени дисциплинировать волю, а также очистить тело, праны и ум: всё это для получения начальной степени контроля над последним. Обязательно надо сделать Шаткармы — йогические чистки, в том числе Шанкха-Пракшалану. Таттва Шуддхи является аналогом Шанкха-Пракшаланы, только в ней чистится не пищеварительная система, а ум. Она также подводит итог первоначальному этапу очищения тела с помощью пранаям (который может сопровождаться «чистками»: бессонницей, тревожностью, необъяснимыми простудами, гневливостью и даже поносами у некоторых).
  2. Затем нужно изучить нехитрую теорию, сопутствующую медитации Таттва Шуддхи (она изложена в начале книги Сатьянанды про Таттва-Шуддхи). Она довольно прямолинейна: вы освоите такие термины, как Таттва, Янтра, Прана, Прана-Шакти. И поймёте, что всё это — не абстрактные и уж точно не религиозные понятия, а инструменты йоги.
  3. Затем вы изучаете порядок действией и готовите всё для медитации (ритуала).
  4. Практику Таттва-Шуддхи можно проводить в любое время года. Единственное условие — чистая, безубойная диета, хотя бы за несколько дней до начала церемонии. Однако лучше в любом случае сделать эту практику, пусть даже и не получив 100% пользы из-за не совсем правильной диеты, чем не сделать её вовсе. Если будет хоть какой-то эффект, и вам понравится, потом можно повторить. Некоторые делают Таттва-Шуддхи каждый день...
  5. Наконец, вы выполняете медитацию Таттва-Шуддхи, которая включает работу с мантрами, янтрами (визуализацию) и в конечной точке — нанесение бхасмы (пепла), который вы сами же и приготовите, на голову (или на лоб). Все это на словах сложнее, чем на деле, и выполняется в выходной день без особых сложностей. Практика занимает всего 2 часа: с 4 до 6 утра (да-да, встать надо рано!). Каких-либо «посвящений» для этой практики не требуется, она сама и есть посвящение своего рода — посвящение в высшие уровни Йоги.
  6. Наблюдаете изменения в практике медитации, пранаямы, асан, в отношении к йоге, в ежедневной жизни...

Считается, что медитация Таттва-Шуддхи упорядочивает работу жизненных энергий (пран) в организме, углубляет успехи в медитации, облегчает работу с асанами. Опытным практикующим она даёт прорыв в медитации и Прана-видью: опыт «ясновидения» в смысле непосредственного видения жизненной энергии — праны. В любом случае, практика не требует никаких сложных или опасных действий, и вы ничего не потеряете, если она «не получится». По опыту, такие техники действуют очень интересно — как бы не напрямую, так как по большей части они дают вдохновение заниматься йогой больше, чем до этого, медитировать больше, и так достигают нужного эффекта. С. Сатьянанда верно замечал, что главный результат таких техник — возросшая «Бхакти», или непреклонное стремление к самопознанию.